16 ноября 2017 года                                                                                г. Кострома  

Заслушав доклады директора департамента финансов Костромской области, председателя контрольно-счетной палаты Костромской области и председателя комитета Костромской областной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и обсудив проект бюджета Костромской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, участники публичных слушаний отмечают следующее.
Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2018 - 2020 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», в Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года».
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие.
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов подготовлен  на основе сценарных условий функционирования  экономики Российской Федерации  и  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года,  итогов развития Костромской области в текущем году, перспектив развития предприятий региона на среднесрочный период.
Объем валового регионального продукта (далее – ВРП) за 2017 год ожидается в объеме 174 134 млн. рублей с ростом на 0,9 % к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.
В 2018 году объем ВРП составит 184 016 млн. рублей, а к концу прогнозного периода (2020 год) достигнет 208 488 млн. рублей. Экономический рост в 2018 году составит 102,2 % к предыдущему году,  в 2019 году 102,5 %,  в 2020 году 102,0 %. В целом за прогнозный период экономический рост составит 106,9% и будет обеспечен увеличением валовой добавленной стоимости в промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве,  торговле.
В среднесрочной перспективе рост промышленного производства и увеличение реальных располагаемых доходов домашних хозяйств станут определяющими внутренними факторами для активизации инвестирования и восстановления потребительского спроса.
По прогнозу на 2018 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит 29 595,8 млн. рублей, 31 358,2 млн. рублей – в 2019 году, 33 348,6 млн. рублей - в 2020 году. Динамика инвестиций в сопоставимых ценах составит 1,2%, 1,5% и 2,2% к предыдущему году соответственно.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Костромской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформированы в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, государственными программами Костромской области и определяют цели и приоритеты бюджетного процесса  в регионе на среднесрочную перспективу.
Начиная с 2017 года осуществляется разработка бюджетного прогноза Костромской области на долгосрочный период, что позволяет повысить степень предсказуемости и преемственность бюджетного процесса в системной связи с другими документами стратегического планирования. В соответствии с параметрами бюджетного прогноза Костромской области на период до 2028 года, к 2025 году планируется выход консолидированного бюджета области на бездефицитный уровень, в дальнейшем бюджет области планируется с превышением доходов над расходами до окончания срока действия прогноза.
Бюджетная политика на период 2018-2020 годов в основном сохранит преемственность поставленных в 2017 году приоритетов и задач и как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения.
Основным принципом бюджетной и налоговой политики Костромской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов является обеспечение сбалансированности областного бюджета в долгосрочной перспективе за счет укрепления собственной доходной базы бюджета, сокращения его дефицита, повышения эффективности бюджетных расходов.
Ключевые направления социально-экономического развития Костромской области определены государственными программами Костромской области. С 2016 года осуществлен  переход к программному формату областного бюджета. Развитие программного планирования получило дальнейшее развитие в 2017 году.
В 2018 году предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 23 государственных программ Костромской области по поддержке отраслей экономики, социального развития области, государственного управления и межбюджетных отношений. Доля программных расходов областного бюджета в 2018 году планируется на уровне  94,3 %, в плановом периоде 2019 и 2020 годов - 92,3 %и 79,6 % соответственно. Снижение доли программных расходов в перспективе объясняется окончанием периода реализации ряда областных программ. 
В 2018 году в рамках стратегических приоритетов Костромской области планируется реализация проектной деятельности, позволяющей системно, и в то же время точечно, поддержать определенные сферы жизнедеятельности и экономики региона. Для поддержки отраслей экономики планируется реализовать мероприятия, направленные на достижение целей и решение задач, предусмотренных соответствующими государственными программами с учетом анализа эффективности реализуемых мер. Прямая поддержка отраслей экономики за счет средств областного бюджета будет постепенно трансформироваться в проектное финансирование мероприятий с государственным участием.
Налоговая политика Костромской области в 2018 - 2020 годах по-прежнему будет направлена на укрепление и развитие налогового потенциала Костромской области, обеспечение роста доходной части консолидированного бюджета области, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности.
На трехлетний период сохраняется преемственность следующихнаправлений налоговой политики:
улучшение качества инвестиционного климата посредством налогового стимулирования инвестиций в модернизацию и развитие новых производств;
продолжение политики обоснованности и эффективности применения региональных налоговых льгот, совершенствование правовой основы для проведения оценки бюджетной и экономической эффективности налоговых льгот;
повышение предпринимательской активности, содействие среднему и малому бизнесу для создания благоприятных условий предпринимательской деятельности;
реализация принципа налогообложения по имущественным налогам  исходя из кадастровой стоимости;
установление экономически обоснованных ставок и региональных коэффициентов;
повышение уровня собираемости доходов бюджетов с учетом требований сбалансированности и устойчивости бюджетной системы посредством проведения мероприятий по сокращению задолженности, легализации налоговой базы;
повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2018-2020 годах будет сосредоточена на решении задач по содействию сбалансированности местных бюджетов, созданию предсказуемых и прозрачных условий предоставления финансовой помощи, повышению эффективности бюджетных расходов.
Начиная с 2016 года, постепенно ужесточаются требования к уровню бюджетного дефицита, долговой нагрузке на областной бюджет и структуре долговых обязательств.
Основными направлениями долговой политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов являются:
укрепление устойчивости бюджетной системы Костромской области и поддержание текущего уровня кредитных рейтингов региона;
снижение объема заимствований для покрытия дефицита областного бюджета;
своевременное рефинансирование долговых обязательств Костромской области по срокам их погашения;
сохранение долговой нагрузки на областной бюджет на управляемом уровне;
минимизация финансовых рисков при управлении долговыми обязательствами Костромской области.
Для удлинения горизонта бюджетного планирования в 2018 году и плановом периоде планируется продолжить практику замещения краткосрочных долговых обязательств среднесрочными банковскими кредитами. В целях диверсификации портфеля долговых обязательств Костромской области в 2018 году планируется выпуск облигационного займа Костромской области, который предполагается направить на замещение краткосрочных долговых обязательств региона
Формирование доходов областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялось в соответствии с задачами, определенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основными направлениями бюджетной и налоговой политики государства и Костромской области, показателями прогноза социально-экономического развития.
Проектом закона Костромской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предлагается утвердить областной бюджет со следующими основными характеристиками:
на 2018 год:
прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 23 666,9 млн. рублей, общий объем расходов в сумме 25 318,8 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в сумме 16 529,2 млн. рублей, безвозмездных поступлений в сумме 7 137,6 млн. рублей.
на 2019 и 2020 годы:
прогнозируемый общий объем доходов на 2019 год в сумме 21 632,0 млн. рублей,  на 2020 год в сумме 22 280,5 млн. рублей;
общий объем расходов на 2019 год в сумме 22 289,1 млн. рублей и на 2019 год в сумме 22 570,8 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется  в 2019 году в сумме 17 373,4 млн. рублей,  безвозмездных поступлений в сумме 4 258,6 млн. рублей. На 2020 год поступление налоговых и неналоговых доходов оценивается в сумме 18 127,2 млн. рублей, объем безвозмездных поступлений 4 153,3 млн. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, определен на 2018 год в сумме 2 931,4 млн. рублей, на 2019 год - 2 144,8 млн. рублей, на 2020 год - 2 176,5 млн. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий областной адресной инвестиционной программы определен на 2018 год в сумме 120,4 млн. рублей, на 2019 год в сумме 319,7 млн. рублей, на 2020 год в сумме 100,0 млн. рублей.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Костромской области на 2018  год определен в размере  2 182,9 млн. рублей, на 2019 год в размере 2 300,3 млн. рублей, на 2020 год в размере 2 410,4 млн. рублей.
Размер Инвестиционного фонда Костромской области определен на 2018 год в сумме 7,0 млн. рублей, на 2019 год в сумме 8,0 млн. рублей, на 2020 год в сумме 5,0 млн. рублей.
Размер Резервного фонда Костромской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов составляет 5,0 млн. рублей ежегодно.
Размер резервного фонда администрации Костромской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определен в сумме 20,0 млн. рублей ежегодно.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, на 2018 год определен в сумме в сумме 7 917,8 млн. рублей, на 2019 год - 6 869,9 млн. рублей, на 2020 год - 6 960,7 млн. рублей.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений запланирован в 2018 году в сумме 194,0 млн. рублей, в 2019 году- 200,7 млн. рублей, в 2020 году - 211,2 млн. рублей. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в 2018 году составит  1 202,6 млн. рублей, в 2019 году - 1 260,3 млн. рублей, в 2020 году - 1 328,0 млн. рублей. Объем субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов)  запланирован в сумме  1 645,1 млн. рублей в 2018 году, в 2019 году - в сумме 1 323,4 млн. рублей, в 2020 году - в сумме 1 178,3 млн. рублей. Объем субвенций местным бюджетам  в 2018 году составит  4 213,7 млн. рублей, в 2019 году - 4 038,8 млн. рублей,  в 2020 году - 4 199,2 млн. рублей. Предусмотрены дотации бюджетам городских округов и муниципальных районов из областного фонда стимулирования городских округов и муниципальных районов Костромской области на 2018 год в сумме 59,5 млн. рублей, в 2019 году - 46,5 млн. рублей и 44 млн. рублей в 2020 году.
Объем дефицита на 2018 год планируется утвердить в сумме 1 652 млн. рублей, в  2019 году - 657,1 млн. рублей, в 2020 году 290,3 млн. рублей,  или 10 %  от прогнозируемых  налоговых и неналоговых доходов в 2018 году, в 2019 году - 3,7 %, в 2020 году - 1,6 процента. 
Верхний предел государственного внутреннего долга Костромской области определен по состоянию на 1 января 2019 года в сумме 22 767,9 млн. рублей, на 1 января 2020 года в сумме 23 265,9 млн. рублей, на 1 января 2021 года в сумме 23 582,8 млн. рублей.
В структуре государственного внутреннего долга Костромской области по прогнозу на 1 января 2019 года наибольший объем составят  кредиты, полученные от кредитных организаций 12 823,2 млн. рублей (56,3%) государственные ценные бумаги – 5 000,0 млн. рублей (22 %), бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Костромской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  - 4 944,7 млн. рублей (21,7 %).
Проанализировав основные показатели и концепцию проекта закона Костромской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», участники публичных слушаний, поддерживая в целом концепцию проекта закона, РЕКОМЕНДУЮТ:
 
Костромской областной Думе:
Принять Закон Костромской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Администрации Костромской областисовместно с Костромской областной Думой в ходе исполнения областного бюджета в 2018 году:
1. При проведении бюджетной и налоговой политики обеспечить реализацию мер,  обеспечивающих баланс между необходимостью пополнения доходов областного бюджета и создания предсказуемой и устойчивой экономической среды формирования стабильных налоговых условий.
2. Продолжить работу по оптимизации налоговых льгот и преференций, ориентированную на достижение социального и экономического результата.
3. Продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по получению дополнительных средств федерального бюджета на:
реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
осуществление полномочий Российской Федерации, переданных на исполнение на уровень субъекта Российской Федерации;
реализацию инвестиционных проектов на территории области.
4. Продолжить работу по снижению дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований Костромской области и созданию стимулов для наращивания собственной налоговой базы.
5. Обеспечить выполнение мероприятий, направленных на совершенствование региональных систем социальной поддержки, повышение их социально-экономической и бюджетной эффективности.
 
Администрации Костромской областив ходе исполнения областного бюджета в 2018 году:
1.   Обеспечить повышение эффективности использования инфраструктуры, предназначенной для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.   Обеспечить устойчивое и сбалансированное исполнение областного бюджета, реализацию мер по оздоровлению государственных финансов Костромской области.
3.   Обеспечить выполнение  соглашений о предоставлении дотаций  и бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, и условий, предъявляемых Министерством финансов Российской Федерации к Костромской области в связи с высоким уровнем долговой нагрузки.
4.   Обеспечить целевое и в полном объеме использование межбюджетных трансфертов, получаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5.   Принять меры по оптимизации структуры и объема государственного долга и снижению долговой нагрузки на бюджет Костромской области. Обеспечить соблюдение установленных законодательством ограничений по объему государственного долга Костромской области.
6.   Осуществлять контроль эффективности и целевого использованиявыделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
7.   Разработать комплекс мер по решению в регионе вопроса обеспечения жилыми помещениями  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2018-2020гг.
8.   В числе мер по решению вопроса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  рассмотреть вопрос об утверждении на 2018 год порядка предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Костромской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов Костромской области, возникающих при реализации мероприятий, связанных с ремонтом жилых помещений, находящихся в собственности муниципальных районов Костромской области.
9.   Обеспечить финансирование принятых областью социальных обязательств в полном объеме, в том числе мер социальной поддержки.
10.   Принять меры по погашению просроченной кредиторской задолженности областного бюджета, не допускать роста кредиторской задолженности областного  бюджета и бюджетов муниципальных образований.
11.   Принять меры к погашению задолженности областных государственных учреждений перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, в том числе в целях предотвращения  приостановления операций по счетам.
12.   Обеспечить финансирование программных мероприятий (за исключением расходов, носящих сезонный характер) равномерно в течение года с учетом достижения заявленных показателей результативности.
13.   В целях своевременного и качественного обеспечения софинансирования мероприятий по использованию органами местного самоуправления  межбюджетных трансфертов из областного бюджета обеспечить распределение между муниципальными образованиями максимального количества субсидий и иных межбюджетных трансфертов  не позднее первого квартала 2018 года.
14.   В целях минимизации объема невыясненных поступлений в системе управления доходами бюджета  принять меры по обеспечению оперативного доступа к информации о реквизитах, начислениях и платежах, осуществляемых физическими и юридическими лицами  в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
15.   Рассмотреть целесообразность формирования плана мероприятий, направленных на урегулирование задолженности юридических и физических лиц (создания дорожной карты по работе с задолженностью в муниципальных образованиях Костромской области).
16.   Рассмотреть возможность  мероприятий по доведению информации о задолженности до налогоплательщиков через МФЦ (возможность в реальном времени узнать и оплатить через терминал точную сумму числящейся налоговой задолженности)
 
 Муниципальным образованиям:
1.        Проводить работу по наращиванию доходной базы местных бюджетов, стабилизации экономического положения муниципальных образований, созданию условий для эффективной работы организаций всех форм собственности, уделить особое внимание развитию малого и среднего бизнеса, реализации инвестиционных проектов, созданию новых рабочих мест, увеличению занятости населения.
2.        Принять меры по своевременной постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, в том числе по ускорению введения в эксплуатацию и постановки их на кадастровый учет объектов долгостроя.
3.        Принять исчерпывающие меры по снижению недоимки по налоговым и неналоговым доходам в областной и местные бюджеты.
4.        Продолжить работу по повышению эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и муниципальными землями;
5.        Продолжить реализацию проектов, основанных на местных инициативах,  способствующих  повышению гражданской активности  и вовлечению населения  в решении вопросов местного значения.
6.        Обеспечить своевременное освоение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
7.        Предусмотреть в бюджетах муниципальных образований на 2018 год денежные средства на ремонт муниципальных жилых помещений, право пользования которыми имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
8.        Принять меры к погашению задолженности муниципальных  учреждений перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, в том числе в целях предотвращения  приостановления операций по счетам.
9.        Продолжить работу по погашению задолженности по бюджетным кредитам и ссудам, выданным из областного бюджета.
10.   Не допускать задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за потребленные топливно-энергетические ресурсы.
 
Контрольно-счетной палате Костромской области:
1. Продолжить осуществление контроля за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств.
2. Продолжить работу по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Костромской области.
 
 
 
Председательствующий,
председатель Костромской областной Думы                                       А.А. Анохин
 
 
23 ноября 2017 г.
Записать себе в LiveJournal Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Plus Поделиться ссылкой в Моем Круге Поделиться ссылкой в FriendFeed