Федеральный конституционный закон от 08.03.2015 N 1-ФКЗ
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ уточнена компетенция военных судов и Уполномоченного по правам человека в России
В частности, определено, что окружные (флотские) военные суды будут в том числе рассматривать в первой инстанции административные дела, связанные с государственной тайной, а также дела по административным исковым заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
Уточнено, что по результатам рассмотрения жалоб граждан Уполномоченный по правам человека вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа власти, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
Также установлено, что уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих обязанностей.
Закон вступает в силу с 15 сентября 2015 года.
 
Федеральный закон от 03.02.2015 N 4-ФЗ
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Из Конституций (уставов) субъектов РФ до 1 января 2016 года должны быть исключены слова, составляющие наименование должности "Президент"
Указанное требование распространяется на субъекты Российской Федерации, имеющие утвержденный федеральным законом договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2010 N 406-ФЗ было указано, что наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности "Президент".
До 1 января 2015 года был установлен переходный период, в течение которого конституции (уставы) субъектов РФ должны были быть приведены в соответствие с указанным требованием.

Федеральный закон от 03.02.2015 N 5-ФЗ
"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О рекламе"
Реклама на платных телеканалах допускается при условии распространения ими не менее 75 процентов национальной продукции СМИ
Установлено, что распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, по общему правилу не допускается.
Вместе с тем распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем 75 процентов национальной продукции средства массовой информации.
Под указанной продукцией понимается продукция на русском языке или других языках народов РФ либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского СМИ), которая произведена гражданами России, или зарегистрированными в России организациями, или по заказу российского СМИ и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем 50 процентов.
В качестве национальной продукции СМИ признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами РФ. Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации указанным требованиям устанавливается ФАС России.
Не признается производством национальной продукции СМИ деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного СМИ.

Федеральный закон от 03.02.2015 N 6-ФЗ
"О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях"
Внесены изменения в порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ
В частности, определяется день проведения голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ как в случае истечения срока его полномочий, так и в случае досрочного прекращения полномочий, а также уточняются особенности процедуры для того случая, когда избрание высшего должностного лица субъекта РФ совпадает с избранием законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ.
Федеральным законом также устанавливаются особенности порядка избрания высшего должностного лица автономного округа, входящего в состав области, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа. Определено, что в случае если конституцией (уставом), законом автономного округа, входящего в состав области, предусматривается избрание высшего должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, то кандидаты на указанную должность представляются Президентом Российской Федерации по предложениям высшего должностного лица области, в состав которой входит автономный округ. Данные предложения формируются на основании поступивших от региональных отделений политических партий предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица автономного округа.

Федеральный закон от 03.02.2015 N 7-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
За незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ можно получить до 8 лет лишения свободы
Законодательно закреплено понятие "новые потенциально опасные психоактивные вещества" - это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Определены понятия "оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ" и "Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен". Порядок формирования и содержание Реестра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Определен круг федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов, которым разрешается использование новых потенциально опасных психоактивных веществ в научной, учебной и экспертной деятельности (в том числе СК России, ФСКН России).
Установлен запрет оборота и пропаганды новых потенциально опасных психоактивных веществ в РФ.
Предусмотрена административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление.

Федеральный закон от 03.02.2015 N 8-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Внесены уточнения в закон об основных гарантиях избирательных прав и в закон об общих принципах организации местного самоуправления
Установлено, в частности, что лица, являвшиеся депутатами представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за непроведение правомочного заседания в течение трех месяцев подряд (за исключением тех лиц, в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за такое бездействие представительного органа муниципального образования), не могут быть выдвинуты кандидатами на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
Также устанавливается новый способ избрания главы муниципального образования - теперь, в числе прочего, представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Предусматривается, что такой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Также предусматривается, что глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, прекращаются.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Установлено, что положения пункта 6.1 статьи 32 и пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, связанным с проведением выборов в представительные органы муниципальных образований, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон от 12.02.2015 N 9-ФЗ
"Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Объекты культурного наследия на территории Крыма подлежат государственной охране в соответствии с законодательством РФ
Устанавливаются порядок и сроки отнесения объектов культурного наследия Крыма к объектам федерального, регионального, местного (муниципального) значения либо к выявленным объектам культурного наследия и включения (регистрации) таких объектов в соответствующие реестры.
Границы и особый режим использования соответствующих территорий, установленные до принятия Республики Крым в состав РФ, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Ценные, редкие документы и коллекции библиотечного фонда, находящиеся на особом учете, отнесены к национальному библиотечному фонду; обязательные экземпляры документов, находящиеся на особом учете в библиотеках (издания текстовые, нотные, картографические, изобразительные; издания электронные; аудиопродукция и пр.), включены в состав национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации. С учетом статуса таких документов определены требования к их сохранности и использованию.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 10-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
При оказании государственной поддержки сельхозпроизводителям будет учитываться эффективность их сельскохозяйственной техники
Минсельхоз России уполномочен организовывать работы по определению функциональных характеристик и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования, результаты которых учитываются при оказании государственной поддержки.
Правительство РФ уполномочено определять:
- порядок организации таких работ;
- критерии определения функциональных характеристик и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования;
- перечень мероприятий, на которые государственная поддержка предоставляется с учетом результатов таких работ.
Информация о результатах таких работ подлежит размещению на сайте Минсельхоза России.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 11-ФЗ
"О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Правительство РФ уполномочено определять порядок приобретения продукции у сельхозпроизводителей в процессе проведения закупочных интервенций
Ранее в полномочия Правительства РФ в данной сфере входило только определение порядка реализации такой продукции.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 12-ФЗ
"О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Исправлена опечатка в формулировке Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Исходя из действующего содержания нормы подпункта 5 части первой статьи 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" одним из видов нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе является уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации данных, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы.
При этом указывается, что экологическая экспертиза проводится самими этими органами.
Принятым законом уточняется, что данные, необходимые для проведения экологической экспертизы, представляются федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы или соответствующему органу государственной власти субъекта РФ.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 13-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"
Полномочия по утверждению программы развития оборонно-промышленного комплекса переданы от Президента РФ Правительству РФ
Кроме того, в Законе об обороне термин "федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса" заменен терминами "государственная программа вооружения" и "государственная программа развития оборонного промышленного комплекса".

Федеральный закон от 12.02.2015 N 14-ФЗ
"О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
В целях расширения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания уточнены понятия "лица, находящиеся в местах принудительного содержания" и "места принудительного содержания"
Согласно внесенным изменениям к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, отнесены, в числе прочих, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии.
Перечень мест принудительного содержания дополняется специальными учреждениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере миграции, предназначенными для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 15-ФЗ
"О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции"
Установлен новый порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику полиции, уволенному со службы в связи с причинением ему увечья
Теперь назначение ежемесячной денежной компенсации связано с установлением инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
Кроме того, устанавливается новый порядок исчисления размера денежной компенсации - исходя из оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициентов:
в отношении инвалида I группы - 1;
в отношении инвалида II группы - 0,5;
в отношении инвалида III группы - 0,3.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части уточнения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и оснований прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации"
Законодательство о службе в органах внутренних дел приведено в соответствие с Постановлениями Конституционного Суда РФ
Федеральный закон принят в целях реализации Постановлений Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П и от 11.11.2014 N 29-П.
Установлено, в частности, что сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел, в том числе в случае прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Также гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в том числе в случае, если он подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении него за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за 3 года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Определены условия, при которых декларант освобождается от административной ответственности за недостоверное декларирование
Установлено, что в случае добровольного представления декларантом или таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением необходимых документов лицо освобождается от административной ответственности за недостоверное декларирование товаров, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений в таможенную декларацию, соблюдены одновременно следующие условия:
таможенный орган не выявил административное правонарушение, предметом которого являются товары, указанные в обращении;
таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней.
Также уточнено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае освобождения лица от административной ответственности за недостоверное декларирование товаров.

Федеральный закон от 28.02.2015 N 18-ФЗ
"О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
До 1 марта 2018 года продлен срок, в течение которого субъектами РФ могут устанавливаться предельные максимальные цены кадастровых работ
Ранее указанные предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могли устанавливаться субъектами РФ на период до 1 марта 2015 года.

Федеральный закон от 28.02.2015 N 19-ФЗ
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Бесплатная приватизация жилых помещений продлена до 1 марта 2016 года
Ранее Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что возможность бесплатной приватизации жилых помещений прекращается с 1 марта 2015 года, поскольку с этой даты утрачивают силу статьи 1, 2, 4, 6 - 8, 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Федеральным законом указанная возможность продлена до 1 марта 2016 года.

Федеральный закон от 28.02.2015 N 20-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Срок государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке продлен до 1 марта 2018 года
До указанного срока разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
 
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
Подписан Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Кодексом регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:
об оспаривании нормативных правовых актов;
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;
о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
о прекращении деятельности средств массовой информации;
о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ
"О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
С 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации внесены соответствующие изменения в отдельные законодательные акты РФ
В частности, в Закон РФ "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Закон РФ "О государственной тайне", "Об исполнительном производстве", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в Налоговый кодекс РФ, в Гражданский процессуальный кодекс РФ внесены изменения, направленные на приведение положений этих законов в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 25-ФЗ
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"
До 1 января 2016 года приостановлено действие ряда положений Бюджетного кодекса РФ
Речь идет, в частности, о положениях Бюджетного кодекса РФ, касающихся порядка внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, в ведомственную структуру расходов бюджетов и перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом.
Одновременно на 2015 год установлены особенности применения положений бюджетного законодательства (в части внесения изменений в Федеральный закон о бюджете на 2015 - 2017 годы, изменения показателей сводной бюджетной росписи и доведения лимитов бюджетных обязательств).
Установлено также, что в соответствии с решениями Правительства РФ допускается заключение договоров (соглашений) от имени РФ на поставки товаров, предусматривающих оплату обязательств в 2016 году.
Ответственные исполнители госпрограмм обязаны в срок до 1 октября 2015 года представить проекты государственных программ Российской Федерации.

Федеральный закон от 08.03.2015 N 31-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
Уточнены условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие военной травмы, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ
Судом были признаны неконституционными положения части 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в связи с тем, что служили основанием для отказа в выплате компенсации гражданам, которые получили военную травму, однако после увольнения с военной службы до установления инвалидности проходили службу в правоохранительных органах.
С учетом изложенного Закон дополнен положением, в соответствии с которым указанная денежная компенсация выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством РФ.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 32-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Уточнены правила учета доходов (расходов) при совершении контролируемых сделок с долговыми обязательствами
В НК РФ внесены поправки, предусматривающие расширение понятия "контролируемая задолженность" за счет включения в нее долговых обязательств по сделкам, совершаемым между взаимозависимыми лицами.
При этом для целей признания расходов в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами установлены следующие интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам:
на период с 1 января по 31 декабря 2015 года - от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ;
начиная с 1 января 2016 года - от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.
Законом также дополняется перечень доходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (действие новых положений распространено на правоотношения с 1 января 2015 года). В соответствующие перечни включены, в частности, суммы:
купонного дохода по облигациям федерального займа, внесенным в качестве имущественного взноса РФ в имущество организации;
доходов в виде процентов, получаемых организацией по договорам субординированного займа, заключенным с банками, и по субординированным облигациям банков;
доходов в виде штрафов, уплаченных банками в связи с нарушением ими обязательств при осуществлении мер по поддержанию стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 33-ФЗ
"О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Государство будет регулировать предельные отпускные цены производителей на имплантанты
Федеральным законом установлено, что предельные отпускные цены производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия подлежат государственному регулированию и определяются в соответствии с методикой, установленной Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 34-ФЗ
"О внесении изменений в статью 61 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
С 16 марта 2015 года Правительство РФ будет определять особенности госрегулирования предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства в зависимости от экономических и социальных критериев
Ранее предусматривалось, что такие полномочия Правительству РФ предоставлялись с 1 июля 2015 года.
Зарегистрированная предельная отпускная цена на такие лекарства может быть перерегистрирована один раз в календарном году на основании поданного до 1 октября каждого года заявления производителя.
Кроме того, Правительство РФ уполномочено:
- определять порядок государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на такие лекарственные препараты;
- утверждать методики расчета предельных отпускных цен при их государственной регистрации или перерегистрации.
Определено также, что не допускаются реализация и отпуск вышеуказанных лекарств, на которые производителями не зарегистрирована предельная отпускная цена, а также реализация их производителями по ценам, превышающим зарегистрированные. Не допускается также их реализация и отпуск организациями оптовой и розничной торговли по ценам, уровень которых с учетом предельной оптовой надбавки и предельной розничной надбавки превышает размер фактической отпускной цены.
Закон вступает в силу с 1 июля 2015 года, за исключением отдельных положений.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 35-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Установлена административная ответственность за несоблюдение безопасности судоходства в зонах вокруг искусственных островов и сооружений на континентальном шельфе РФ
Соответствующая статья включена в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Максимальная санкция в рамках данного правонарушения предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от 3 до 5 миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения. Также к административной ответственности по указанной статье могут быть привлечены граждане и должностные лица.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 36-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено на досудебной стадии в связи с устранением законом преступности и наказуемости инкриминируемого ему деяния, получило право на судебную защиту
Федеральным законом реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2013 N 24-П.
Данным Постановлением были признаны неконституционными ряд положений УК РФ и УПК РФ в той мере, в какой они лишают лицо, уголовное преследование которого прекращено на досудебной стадии уголовного судопроизводства вследствие принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния, возможности обжалования в судебном порядке законности и обоснованности вынесенных в ходе осуществления уголовного преследования этого лица актов органов дознания и предварительного следствия, в том числе фиксирующих выдвинутые подозрение, обвинение в инкриминируемом ему деянии, применение мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу, а в случае установления их незаконности и необоснованности - возможности признания за ним права на реабилитацию.
Федеральным законом предусмотрены особенности обжалования решений органов предварительного расследования о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в связи с изданием закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, либо в связи с недостижением лицом к моменту совершения деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо в связи с тем, что лицо хотя и достигло возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния.
Установлена обязанность судьи проверять законность и обоснованность указанных решений, законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве подозреваемого, обвиняемого, применения к нему мер процессуального принуждения путем исследования в судебном заседании имеющихся в уголовном деле доказательств.
По результатам рассмотрения судья выносит постановление об удовлетворении жалобы на решение органов предварительного расследования и о признании незаконным постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также о наличии (отсутствии) оснований для применения процедуры реабилитации либо об оставлении жалобы без удовлетворения.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 37-ФЗ
"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О пожарной безопасности"
В структуру Федеральной противопожарной службы включены судебно-экспертные учреждения, подведомственные МЧС России
Включение таких учреждений в структуру ФПС связано с необходимостью судебно-криминалистического обеспечения деятельности, направленной на расследование преступлений, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, а также соответствующих административных правонарушений.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 38-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В перечень основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включено прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
Кроме того, российское законодательство о защите от чрезвычайных ситуаций дополнено определениями "критически важного объекта", "потенциально опасного объекта", "быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов" и "территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов".
Определено, что потенциально опасными являются объекты, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
Критически важными являются объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой России, субъекта РФ или административно-территориальной единицы субъекта РФ, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Правительство РФ уполномочено устанавливать критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным и потенциально опасным, а также порядок формирования и утверждения перечня таких объектов, порядок разработки и формы паспорта их безопасности и обязательные для выполнения требования к объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 39-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "Об актуарной деятельности в Российской Федерации"
Актуарное заключение о деятельности страховщиков представляется в Банк России не позднее 1 июля года, следующего за отчетным
Ежегодно деятельность НПФ, страховых организаций и обществ взаимного страхования подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием.
Принятым законом уточняется порядок представления заключения, подготовленного по результатам обязательного актуарного оценивания деятельности организаций, в Банк России.
Установлено, в частности, что актуарное заключение представляется страховщиком вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, если иной срок не установлен Банком России, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 40-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Снижен минимальный предел кратности штрафа за дачу и получение взятки
Федеральным законом, в частности:
снижен минимальный предел кратности штрафа за коррупционные преступления небольшой тяжести (получение взятки и дача взятки);
дополнены альтернативными видами уголовных наказаний санкции, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и устанавливающие ответственность за указанные деяния;
суды наделены полномочием назначать кратный штраф в качестве дополнительного наказания одновременно с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа;
внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, согласно которым срок добровольной уплаты штрафа увеличен с 30 до 60 дней.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 41-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Исполнительные документы могут выноситься в форме электронного документа
В Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" внесены изменения, касающиеся особенностей применения электронных документов, а также их использования в качестве доказательств в суде.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
В часть первую Гражданского кодекса РФ внесены изменения, направленные на совершенствование норм в области обязательственного права
Федеральным законом, в частности, уточняется понятийный аппарат, вводится ряд новых статей, затрагиваются вопросы исполнения обязательств, а также договорного права, поручительства, выдачи гарантий.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2015 года.
Предусматривается, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 43-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Установлен порядок исключения некоммерческих организаций и общественных объединений из реестра организаций, выполняющих функции иностранного агента
Федеральным законом определены основания и порядок исключения общественных объединений и иных некоммерческих организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае прекращения ими деятельности в качестве иностранного агента.
Для исключения некоммерческой организации из указанного реестра такая организация подает в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти соответствующее заявление по установленной форме.
По получении заявления уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно с извещением органов прокуратуры проводит проверку некоммерческой организации, по результатам которой принимается решение об исключении ее из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, или об отказе в исключении из реестра.
Решение об исключении некоммерческой организации из указанного реестра принимается в случае, если по результатам проверки установлено, что:
некоммерческая организация прекратила свою деятельность в связи с ее ликвидацией или реорганизацией либо в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;;
некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего подаче заявления, не получала денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
некоммерческая организация, ранее исключавшаяся из указанного реестра, в течение трех лет, предшествовавших подаче заявления, не получала денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;
некоммерческая организация не позднее чем через три месяца со дня включения ее в указанный реестр отказалась от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратила денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.
Решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается не позднее чем через три месяца со дня получения от некоммерческой организации заявления об исключении ее из реестра.
Аналогичные порядок и основания исключения из реестра устанавливаются и для общественного объединения, являющегося юридическим лицом.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 44-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
Законодательно закреплено право Судебного департамента при Верховном Суде РФ финансировать свои подведомственные учреждения за счет федерального бюджета
Установлено также, что Судебный департамент:
- организует и осуществляет мероприятия по поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие";
- обеспечивает в пределах своих полномочий доступ к информации о деятельности судов;
- формирует государственное задание для ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в целях реализации соответствующих полномочий Судебного департамента.
Кроме того, определено, что департамент организует материальное и социальное обеспечение, в том числе мировых судей, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями (в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий) и организует предоставление им медицинской помощи и их санаторно-курортное лечение.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 45-ФЗ
"О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Внесены изменения в диспозицию части первой статьи 178 УК РФ
Федеральным законом часть первая статьи 178 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции, предусматривающей ответственность за ограничение конкуренции.
Внесены также изменения в примечание к данной статье, в соответствии с которыми устанавливаются критерии и условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, предусмотренное указанной статьей.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 46-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилены меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства
Внесенными изменениями:
в части 1 статьи 3.5 КоАП РФ абзац первый дополнен составами правонарушений в области земельного законодательства, размеры штрафов по которым могут превышать общие размеры этого вида административного наказания;
часть 1 статьи 3.5 КоАП РФ дополнена пунктом 10, предусматривающим наложение административных штрафов за нарушения земельного законодательства в размерах, кратных в процентном выражении кадастровой стоимости земельного участка;
в часть 3 статьи 3.5 КоАП РФ внесены изменения, предусматривающие, что максимальные суммы административных штрафов, размеры которых исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, не могут превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц и семьсот тысяч рублей для юридических лиц.
Также в новой редакции изложены статьи 7.1, 7.34 и 8.8 КоАП РФ, в статьях 7.9, 8.7 и 8.24 КоАП РФ повышены размеры административных штрафов.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 47-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Подписан закон, направленный на повышение эффективности рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и процедуры апелляционного производства по указанным делам
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве" уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 131 и частью четвертой статьи 132 Уголовного кодекса РФ, были исключены из подсудности суда с участием присяжных заседателей, однако вопрос об отнесении дел о таких преступлениях к подсудности районного суда остался нерешенным.
В связи с этим в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ внесены соответствующие изменения.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 48-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Подписан закон, которым уточняются функции и полномочия Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства
Федеральным законом уточняются цели и функции Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд), компетенция попечительского совета и правления Фонда, порядок подготовки предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства, для строительства объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий.
Кроме того, корректируются особенности совершения Фондом юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации, особенности продажи земельных участков Фонда, передачи земельных участков Фонда в аренду или безвозмездное пользование по результатам аукционов на право заключения соответствующих договоров, особенности подготовки документации по планировке территории в отношении земельных участков Фонда, предоставленных для комплексного освоения территории, и образования земельных участков из земельных участков Фонда, особенности заключения по результатам аукционов договоров безвозмездного пользования земельными участками Фонда для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья, особенности заключения по результатам аукционов договоров аренды земельных участков Фонда для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство.
Также уточняются требования к участникам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков Фонда, договоров безвозмездного пользования участками Фонда.
Кроме того, соответствующие изменения внесены в ряд федеральных законов, в том числе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 49-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Расширены полномочия ФНС России по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов
Утратили силу положения Налогового кодекса РФ, ограничивающие полномочия ФНС России и предусматривающие принятие решений об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет:
Правительством РФ - в случае предоставления отсрочки (рассрочки) на срок более одного года, но не превышающий трех лет;
министром финансов РФ - в случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ (предоставление отсрочки или рассрочки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, если размер задолженности превышает 10 миллиардов рублей).
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 50-ФЗ
"О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия запрещено
Запрет распространяется на объекты культурного наследия, включенные в соответствующий реестр, а также на их территории, за исключением территорий достопримечательных мест.
Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Запрет не распространяется на наружную рекламу, содержащую исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию о таких мероприятиях с упоминанием спонсора конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ
"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
Исключенные из Госреестра модели ККТ можно применять до истечения срока службы, установленного изготовителем, но не более 10 лет
До внесения изменений такие ККТ могли применяться до истечения нормативного срока их амортизации, который составляет 5 - 7 лет.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 52-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
МГУ и СПБГУ вправе реализовывать программы высшего образования на основе собственных стандартов в учрежденных ими образовательных организациях за рубежом
При этом, порядок приема на обучение по таким образовательным программам, а также организация их реализации (в т.ч. проведение итоговой аттестации) осуществляются в порядке, установленном учредительными документами таких образовательных организаций.
Лицам, завершившим обучение по таким программам и прошедшим итоговую аттестацию, МГУ И СПбГУ выдаются документы об образовании или о квалификации с официальной символикой РФ, формы которых утверждаются соответственно этими университетами.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 53-ФЗ
"О внесении изменения в Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации"
Примечание к списку работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС приведено в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2014 г. N 9-П признано не соответствующим Конституции РФ примечание к утвержденному Постановлением ВС РФ от 13.08.1993 N 5625-1 Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение не позволяет относить предусмотренные им работы, которые в указанный период выполнялись членами студенческих строительных отрядов в населенных пунктах, находящихся в зоне отчуждения, к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и тем самым препятствует признанию осуществлявших такие работы граждан участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и предоставлению им права на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Федеральным законом внесены изменения в указанный Список посредством включения в него работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года, соответствующие работы, выполнявшиеся гражданами по направлениям комсомольских органов, согласованным с исполнительными и распорядительными органами государственной власти и с партийными органами, которые обеспечивали формирование и функционирование единой системы органов и организаций, задействованных в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 54-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Средства материнского капитала нельзя будет использовать для погашения задолженности по займу на приобретение жилья, заключенного с микрофинансовой организацией
Данные положения не распространяется на договоры займа, заключенные до дня вступления в силу этого Закона.
Кроме того, усилены требования к кредитным потребительским кооперативам, в которые могут направляться средства материнского (семейного) капитала для погашения таких обязательств. На момент заключения договора они должны осуществлять деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 55-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации"
В медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, может быть оказана медицинская помощь в рамках клинической апробации новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации
Клиническая апробация представляет собой практическое применение разработанных и ранее не применявшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи для подтверждения доказательств их эффективности.
Медицинская помощь в рамках клинической апробации будет оказываться при наличии заключений этического комитета и экспертного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Медицинская помощь в рамках клинической апробации оказывается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного пациента, а в отношении несовершеннолетнего пациента и пациента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя.
Оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации запрещается с участием в качестве пациентов:
детей, женщин в период беременности, родов, женщин в период грудного вскармливания, за исключением случаев, если соответствующие методы предназначены для этих пациентов, при условии принятия всех необходимых мер по исключению риска причинения вреда женщине в период беременности, родов, женщине в период грудного вскармливания, плоду или ребенку;
военнослужащих, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случае, если соответствующие методы специально разработаны для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов;
лиц, страдающих психическими расстройствами, за исключением случаев, если соответствующие методы предназначены для лечения психических заболеваний.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 56-ФЗ
"О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Уточнены условия признания иностранных граждан высококвалифицированными специалистами
В пункт 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" внесены изменения, предусматривающие в качестве условия признания иностранных граждан высококвалифицированными специалистами получение ими от их российского работодателя или заказчика работ (услуг) установленной заработной платы (установленного вознаграждения) в ежемесячном исчислении.
Также предусматривается, что при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности высококвалифицированным специалистом в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы.
Кроме того, предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), на территории которого в 2014 году было выдано более трехсот тысяч патентов на осуществление трудовой деятельности, имеет право обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции с мотивированным предложением о продлении срока действия патентов, выданных в 2014 году. При этом общий срок действия патента, срок действия которого был продлен, не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Федеральным законом устанавливается, что срок временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при продлении срока действия его патента.
Иностранный гражданин, продливший срок действия патента, при получении нового патента в числе прочих документов представляет документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за период продления срока действия патента.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
 
Федеральный закон от 08.03.2015 N 57-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Усовершенствованы процедуры исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц
Скорректированы полномочия главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, уточнены полномочия старшего судебного пристава, обязанности и права судебных приставов-исполнителей.
Так, установлено, что старший судебный пристав осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях. Также старший судебный пристав в случае, если он прошел специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже 1 раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, исполняет обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Судебный пристав-исполнитель осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина-ответчика или ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Кроме того, внесены поправки в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в том числе в части уточнения оснований для приостановления сводного исполнительного производства) и в КоАП РФ (в частности, в отдельных статьях слова "судебные приставы" заменены словами "должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов").

Федеральный закон от 30.03.2015 N 58-ФЗ
"Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
Определены особенности освобождения от прохождения военной службы по призыву граждан, проживающих в Республике Крым
Федеральный закон распространяется на граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", из числа лиц:
на день вступления в силу настоящего Федерального закона постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, либо обучающихся на указанных территориях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 октября 2016 года принятых или переведенных на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность и расположенные на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, либо восстановленных в указанных организациях и обучающихся в указанных организациях;
имеющих ученую степень, признанную в Российской Федерации.
Устанавливается, в частности, что:
освобожденными от исполнения воинской обязанности признаются указанные лица, которые были признаны по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета в соответствии с законодательством, действовавшим на территории страны их предыдущей гражданской принадлежности;
освобожденными от призыва на военную службу признаются указанные лица, которые проходили военную службу или были освобождены от призыва на срочную военную службу в мирное время по иным основаниям в соответствии с законодательством, действовавшим на территории страны их предыдущей гражданской принадлежности;
имеющими отсрочку от призыва на военную службу признаются указанные лица, которым в соответствии с законодательством, действовавшим на территории страны их предыдущей гражданской принадлежности, была предоставлена отсрочка от призыва на срочную военную службу, за исключением отсрочки от призыва на срочную военную службу для получения образования.
Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2015 года.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 60-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилена административная ответственность за совершение некоторых административных правонарушений в области валютного контроля за пределами территории РФ
В частности:
предусматривается дифференциация административного наказания с учетом места его совершения (на территории РФ либо за ее пределами);
увеличиваются размеры штрафных санкций за непредставление должностными лицами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 61-ФЗ
"О внесении изменения в статью 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Значительно увеличен административный штраф за нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании
Так, нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) повлечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей. В настоящее время размер штрафа составляет от 100 рублей до 1000 рублей.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 62-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора"
Отдельные положения УПК РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ приведены в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2014 N 5-П признана неконституционной часть вторая статьи 399 УПК РФ в той мере, в какой она, предполагая в качестве условия рассмотрения судом ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания обязательность подтверждения получения потерпевшим, его законным представителем или представителем извещения, уведомляющего о дате, времени и месте предстоящего судебного заседания, в силу неопределенности механизма такого уведомления препятствует своевременному разрешению судом данного вопроса по существу.
В целях реализации Постановления Федеральным законом в УПК РФ и УИК РФ внесены поправки. В частности, расширен установленный пунктом 21.1 части второй статьи 42 УПК РФ перечень информации об осужденном, которую вправе получать потерпевший в случае удовлетворения судом соответствующего ходатайства (он вправе получать информацию, в том числе, о прибытии осужденного к месту отбывания наказания при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, а также быть извещенным о рассмотрении судом вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания). Также данная статья дополнена положением, устанавливающим порядок заявления потерпевшим ходатайства и его содержание. В ходатайстве потерпевшим указываются перечень информации, который он желает получить, адрес его места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, а также иные сведения, которые могут обеспечить своевременное получение названной информации.
В случае, если до окончания прений сторон потерпевший, или его законный представитель, или представитель заявил ходатайство о получении соответствующей информации, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит постановление, определение об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. В постановлении, определении указывается, какая информация должна быть предоставлена потерпевшему или законному представителю, адрес места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов и иные сведения, представленные потерпевшим или его законным представителем для уведомления, а также разъясняется необходимость своевременного информирования потерпевшим или законным представителем органа или учреждения, исполняющих наказание, об изменении этих сведений или отказе от дальнейшего получения информации.
При рассмотрении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания в виде ограничения по военной службе военнослужащего, уволенного с военной службы), а также вопроса об отсрочке исполнения приговора в судебном заседании вправе также участвовать потерпевший, его законный представитель, представитель, если в материалах имеется постановление или определение суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 63-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы"
Граждане, желающие посвятить себя муниципальной службе, смогут заключить договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы заключается между органом местного самоуправления и гражданином и предусматривает обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения.
Заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе. Информация о проведении конкурса подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" не позднее чем за один месяц до даты проведения указанного конкурса.
Право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении имеют граждане, владеющие русским языком и впервые получающие среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Срок обязательного прохождения муниципальной службы после окончания целевого обучения устанавливается договором о целевом обучении. Указанный срок не может быть менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении, но не более пяти лет.
Договор о целевом обучении может быть заключен с гражданином один раз.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 64-ФЗ
"О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Отлов и содержание безнадзорных животных отнесены к компетенции органов местного самоуправления
Закрепление за местными органами таких полномочий позволит им принимать необходимые правовые акты в данной сфере, контролировать осуществление соответствующих мероприятий, а также привлекать к ответственности должностных лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 65-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной фельдъегерской связи"
Скорректирован правовой статус Государственной фельдъегерской службы
Закреплена обязанность ГФС России по организации обучения (в том числе, профессионального) своих сотрудников.
Расширена самостоятельность органа в установлении правил доставки корреспонденции, форм документов, тарифов на доставку, порядка заключения договоров на доставку корреспонденции с организациями.
Также в соответствие с действующим законодательством приведены положения Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" в части материально-технического обеспечения органов федеральной фельдъегерской связи, в том числе, оружием, боеприпасами и специальными средствами.
Кроме того, в ряд норм внесены правки технико-юридического характера.

Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Подписан Закон, направленный на предотвращение создания юридических лиц для недобросовестной деятельности и представления недостоверной информации в регистрирующий орган
Федеральным законом внесены поправки в Основы законодательства РФ о нотариате, в УК РФ, КоАП РФ, в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Так, в частности, уточнены порядок установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, установлены требования к нотариально оформляемому документу и порядок представления документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя.
В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о подставных лицах, а также уточнено определение понятия "подставное лицо".
В Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью", в частности, установлено обязательное подтверждение путем нотариального удостоверения факта принятия решения общим собранием участников общества об увеличении уставного капитала и состава участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения.
Установлено, что в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц теперь подлежит, в том числе запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Определен порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Дополнены основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации юридического лица.
Увеличен до 1 года срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
24 апреля 2015 г.
Записать себе в LiveJournal Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Plus Поделиться ссылкой в Моем Круге Поделиться ссылкой в FriendFeed