В общероссийских Парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» приняла участие Костромская область.

В зале Костромской областной Думы собрались представители органов управления образования Костромской области и общественных организаций, руководители учебных учреждений, учителя.

Всего же в видеоконференции приняли участие свыше 5 тысяч работников образования и депутатов всех уровней власти из всех Федеральных Округов: от Калининграда – до Владивостока, где к моменту начала совещания было далеко за полночь.

Впервые в режиме реального времени педагоги страны обсуждали концепцию инициативы главы государства, что была обозначена в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Данная стратегия, направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны, объединяет многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования, приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время в стране идет ее активное общественное обсуждение.

Инициатива включает пять основных направлений: новые образовательные стандарты, развитие учительского потенциала во исполнение тезиса Президента «Ключевая роль в школе принадлежит учителю», развитие школьной инфраструктуры, школьной среды, обновление материально-технического состояния школы, поддержка талантливых ребят и сохранение здоровья школьников.

После широкого обсуждения проект должен поступить на рассмотрение в Правительство РФ.

Депутаты нашего региона тоже решили поддержать коллег и заявить о своем участии в конференции. Парламентарии обеспокоены ситуацией с малокомплектными школами и организацией повышения квалификации, переподготовки работников образования. Как будет осуществляться финансирование малокомплектных сельских школ в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений? Планируется ли на федеральном уровне разработка дополнительных мер по поддержке таких школ?

В национальной образовательной стратегии-инициативе отмечено, что «вопрос организации повышения квалификации и переподготовки работников образования должен стать предметом совместного ведения регионов и федерального центра». Когда и какие документы будут приняты для регулирования обозначенных процессов на федеральном уровне? Как отметил в своем выступлении председатель комитета по науке, образованию, культуре и спорту Костромской областной Думы Юрий Кудрявцев, это главное. Чтобы образование на селе не стало сельским, нужно срочно решать проблемы малокомплектной школы: ведь таких у нас в области – большинство.

Депутат Нина Смирнова уверена, что начинать преобразования в отрасли нужно с кадров. Если перефразировать известную фразу, то учитель – всему голова, и педагогические ошибки опаснее всего.

Активность нашего депутатского корпуса была замечена коллегами из Госдумы. Как выяснилось, эти проблемы являются «головной болью» многих регионов России, а где-то их успешно решают.

В Хабаровске, например, разработана Концепция формирования кадрового потенциала системы образования региона, которая подразумевает подготовку молодых специалистов для села. Согласно документу, молодые педагоги получают «подъемные» 50 базовых окладов отработав три года, а не сразу. Это помогает закрепить молодежь на селе: специалист к этому времени обживается, нарабатывает опыт, создает семью и, как правило, остается. Там же уже несколько лет работает проект по эффективному менеджменту в сфере образования. Почему бы и нам не внедрить такое?

Территориальный образовательный заказ существует и законодательно закреплен в Екатеринбурге. Это позволяет планировать выпуск молодых педагогов и трудоустраивать их. Выступающий поделился с мыслями и о непрерывности профессионального педагогического образования, когда выпускники педколледжей продолжают обучение в вузе. Это тоже должно быть в повсеместной практике.

- Свобода мысли начинается со свободы пространства, - начал свое выступление представитель Ульяновской глубинки и акцентировал внимание на то, что селу нужны новые, удобные, просторные и современные школьные здания, но что делать с имеющимися полусгнившими развалюхами? Полномочий сегодня у местной власти много, но нет финансов для достойного их подкрепления. Его речь был встречена аплодисментами. Ситуация, похоже, знакома всем. Один за другим «брали слово» регионы и получалось, что ни вопрос – то «сплошной нерв».

Хабаровск, Ульяновск, Екатеринбург, Псков, Самара, Барнаул, Омск, Санкт-Петербург, Великий-Новгород… Не стесняясь, педагоги страны высказывали свою точку зрения, делились мнениями, идеями, наработками. Их волновало отсутствие грамотных кадров, недофинансирование отрасли, социальная защита работников образования, качество образовательного процесса и отсутствие стандартов, здоровье школьников, поддержка молодых талантов и многое другое.

Чтобы мечты о будущем не заслонили настоящее, нужна комплексная работа по каждому из направлений. За год-два, конечно, проблему не решить, но главное – есть к чему стремиться и работать над этим всем миром. Конференция с «обратной связью» показала, что готовы.

Для печати 25 мая 2009 г.
Поделиться ВКонтакте