Федеральный закон от 05.02.2018 № 1-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Уточнены правила снятия кандидатов с выборов при выдвижении политической партией нескольких кандидатов в одномандатном избирательном округе.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 № 11-П ряд положений Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения позволяют ЦИК России отказывать в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, если представленные для заверения этого списка документы содержат сведения о выдвижении в некоторых одномандатных избирательных округах более одного кандидата, в случае, когда решения о выдвижении кандидатов по другим одномандатным избирательным округам приняты политической партией в рамках установленных правил выдвижения и позволяют достоверно определить поименный состав кандидатов и их распределение по соответствующим одномандатным избирательным округам.
Подписанным Федеральным законом установлено, что выдвижение в одномандатном избирательном округе политической партией более одного кандидата, влечет за собой исключение всех кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу, из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до того, как соответствующий список будет заверен.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 2-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных Сил Республики Южная Осетия в состав Вооруженных Сил Российской Федерации»
Россией ратифицировано соглашение о порядке вхождения отдельных подразделений Вооруженных Сил Южной Осетии в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, подписанное 31 марта 2017 года в Москве.
Соглашением устанавливается порядок приема граждан Южной Осетии, имеющих гражданство РФ, постоянно проживающих в Южной Осетии, состоящих на воинском учете в ее военных комиссариатах и прошедших военную службу в вооруженных силах одной из сторон, на военную службу по контракту в ВС РФ и направления их для прохождения военной службы на российскую военную базу, дислоцированную в Южной Осетии, в добровольном порядке. При заключении контракта такие граждане должны быть уволены с военной службы в Вооруженных Силах Южной Осетии. Дальнейшее прохождение военной службы указанными гражданами осуществляется в соответствии с законодательством РФ. С гражданами, ранее не проходившими военную службу по контракту в ВС РФ и изъявившими желание поступить на такую военную службу, заключается первый контракт в соответствии с законодательством РФ.
Граждане, прошедшие военную службу в вооруженных силах одной из сторон, освобождаются от призыва на военную службу в вооруженные силы другой стороны.
Соглашением регулируются вопросы постановки на воинский учет граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ, порядок приема их на военную службу, осуществления комплекса мероприятий по медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору, проверке уровня физической подготовленности и определению соответствия этих граждан другим требованиям, а также вопросы признания воинских званий граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Южной Осетии.
Кроме того, урегулированы вопросы, касающиеся защиты информации, передаваемой в рамках соглашения.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 3-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия»
Россия и Абхазия договорились о сотрудничестве в области обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями отдельных категорий российских граждан, постоянно проживающих в Абхазии.
Соответствующее соглашение подписано 22 июня 2017 года в Москве во исполнение договора между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве в целях обеспечения прав граждан РФ, постоянно проживающих в Абхазии и имеющих право в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи на предоставление при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по рецептам лекарственных препаратов и медицинских изделий.
На основании сведений, предоставляемых Абхазией согласно специальному регистру, о размере средств, необходимых для обеспечения потребностей указанных граждан, Российская Федерация предусматривает и направляет Абхазии средства финансовой помощи и осуществляет мероприятия по проверке реализации Абхазией данных задач.
Абхазия осуществляет ведение регистра указанных граждан, использует перечисленные средства финансовой помощи для закупки лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечивает реализацию прав указанных граждан и создает условия для проверки реализации указанных мер, которая проводится уполномоченными органами РФ.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 4-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.»
Россией ратифицированы изменения, внесенные в договор с Ираном о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам.
Соответствующий протокол подписан в Москве 28 марта 2017 года. Протокол направлен на приведение договора в соответствие с современной международной договорной практикой, а также на облегчение взаимодействия компетентных органов договаривающихся сторон при его реализации. Протокол модернизирует ряд положений договора и дополняет его с учетом изменений, произошедших в российском и иранском законодательстве.
В частности, предусмотрено исключение из договора статей, регламентирующих правовые отношения договаривающихся сторон в части, касающейся усыновления, поскольку институт усыновления в иранском законодательстве отсутствует.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 5-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о продаже Правительству Финляндской Республики помещений в г. Санкт-Петербурге»
Россия договорилась с Финляндией о выкупе зданий, занимаемых «Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге».
Ранее указанным институтом был заключен договор аренды помещений в здании - объекте культурного наследия регионального значения «Дом, где в 1890 - 1918 гг. жил экономист Даниэльсон Н.Ф.». На территории помещений находятся представительства финских организаций, занятых в сфере культуры, науки и бизнеса, таких как Институт Финляндии, Финско-Российская торговая палата, финская школа, представительства городских властей г. г. Хельсинки, Тампере, Котка и Турку. В 2015 году финляндская сторона обратилась с предложением о выкупе помещений.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 6-ФЗ «О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 20 сентября 2012 года»
Списан остаток задолженности Киргизии перед Россией в размере 240,0 млн. долларов США.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2017 № 821-р в ходе визита Президента Киргизии в Москву 20 июня 2017 года подписан протокол, предусматривающий единовременное списание остатка задолженности Киргизии перед Россией в рамках оказания официальной помощи ее развитию.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 7-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы»
Россией ратифицировано соглашение с Ираном о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, подписанное 28 марта 2017 года в Москве.
В соответствии с соглашением лицо, осужденное к лишению свободы на территории одной из сторон, может быть передано на территорию другой стороны для отбывания назначенного ему наказания в государстве его гражданства. Принимающее государство обеспечивает продолжение отбывания наказания осужденным в соответствии со своим законодательством.
Соглашением определяются условия передачи осужденных, устанавливаются требования к форме и содержанию запросов о передаче и ответов на них, порядок исполнения запросов.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации»
Выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте в случаях, предусмотренных законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно статье 131 Трудового кодекса РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
Внесенным настоящим Федеральным законом дополнением установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.
Тем самым обеспечивается возможность получения находящимися за пределами территории РФ гражданами России заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением ими за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по трудовым договорам, заключаемым ими с юридическими лицами - резидентами, в иностранной валюте.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия»
Определены условия, при соблюдении которых имущество объекта по уничтожению химического оружия будет вовлекаться в хозяйственный оборот.
Закреплено, что после завершения уничтожения химического оружия на объекте по уничтожению химического оружия, подтвержденного Техническим секретариатом Организации по запрещению химического оружия, имущество такого объекта, за исключением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, признается оборотоспособным. Дальнейшее распоряжение этим имуществом осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены законодательством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
У граждан, пребывающих в запасе и уволенных с военной службы в течение двух лет со дня увольнения в запас, появилась возможность для поступления в мобилизационный людской резерв.
Подпунктом «к» пункта 2 статьи 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» было предусмотрено, что от военных сборов освобождаются, в числе прочих лиц, граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас.
Однако данное положение препятствовало указанной категории граждан, пребывающих в запасе, на поступление по контракту в мобилизационный людской резерв, поскольку согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.2015 № 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве» резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.
Настоящим Федеральным законом подпункт «к» пункта 2 статьи 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» признается утратившим силу и устанавливается, что граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»
Нормы Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации приведены в соответствие с Постановлением Конституционного Суда.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.04.2017 № 12-П пункт «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, - он предполагает увольнение со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудников, осужденных вступившим в законную силу обвинительным приговором суда, притом что деяния, в связи с совершением которых они были осуждены, на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнении со службы были декриминализованы.
Учитывая позицию Конституционного Суда РФ о недопустимости установления привилегированного положения сотрудникам, проходящим службу, у которых преступность ранее совершенных ими деяний устранена уголовным законом (декриминализована), по сравнению с лицами, желающими поступить на службу, но не имеющими права на ее прохождение по данной причине, Законом внесены корреспондирующие изменения в часть первую статьи 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Уточнены правила изъятия у субъектов РФ переданных им полномочий РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В частности, устанавливается, что изъятие переданных полномочий возможно в случаях, если осуществление их федеральными органами исполнительной власти на территории соответствующих субъектов РФ необходимо для:
- реализации мероприятий по обеспечению обороны страны и безопасности государства;
- реализации международных или общенациональных мероприятий и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, а также если:
- такие полномочия не могут осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией;
- на территории субъекта РФ федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Федеральным законом определяется порядок изъятия полномочий, разграничивается компетенция Правительства РФ и Президента РФ по вопросам изъятия полномочий, устанавливается срок, на который допускается изъятие полномочий.
Федеральные законы, предусматривающие передачу полномочий субъектам РФ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом до 1 июня 2019 года. До приведения федеральных законов в соответствие с настоящим Федеральным законом порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в сфере указанных полномочий, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством РФ.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года»
За незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установлена административная ответственность.
Включенной в КоАП РФ статьей 14.15.2 устанавливаются следующие виды административного наказания за совершение указанных правонарушений:
- для граждан - наложение административного штрафа в размере от двадцатикратной до двадцатипятикратной стоимости входного билета на матч чемпионата мира, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира, явившемся предметом административного правонарушения, но не менее 50 тыс. рублей;
- для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от двадцатипятикратной до тридцатикратной стоимости входного билета на матч чемпионата мира, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира, явившемся предметом административного правонарушения, но не менее 150 тыс. рублей;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в размере от двадцатипятикратной до тридцатикратной стоимости входного билета на матч чемпионата мира, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата мира, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата мира, явившемся предметом административного правонарушения, но не менее 150 тыс. рублей, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц - наложение административного штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, КоАП РФ дополнен также статьей 14.15.3, в которой устанавливается административная ответственность за реализацию поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира, а именно:
наложение административного штрафа на граждан - в размере от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от 150 тыс. до 200 тыс. рублей;
наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в размере от 150 тыс. до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от 1 млн. до 1,5 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Предусматривается, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 КоАП РФ, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, при этом продление указанного срока не допускается.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Калужской области» в целях образования постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Калужской области»
В Калужской области образованы постоянные судебные присутствия в составе Дзержинского, Жуковского, Калужского, Кировского, Козельского, Людиновского и Сухиничского районных судов.
Присутствия образованы в с. Износки, в г. Медыни, в г. Юхнове, в г. Мосальске, в г. Тарусе, в п. Ферзиково, в г. Спас-Деменске, в с. Барятино, в п. Бетлица, в с. Ульяново, в с. Перемышль, в г. Жиздра, в с. Хвастовичи, в п. Думиничи, в г. Мещовске, в п. Бабынино.
Образование судебных присутствий связано с урегулированием статуса существующих структурных единиц районных судов.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»
На законодательном уровне закреплены условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности.
Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.
Установлено, что условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и/или оказание им услуг в целях, указанных в настоящем Федеральном законе, или в иных общественно полезных целях.
Определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства).
Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики (единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях).
Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
Взаимосвязанные поправки внесены, в частности, в Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.
Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»
Подписан закон об обязательной классификации объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей).
Федеральным законом, в частности, вводятся понятия «средство размещения», «гостиница», «гостиничные услуги», «классификация гостиниц», «классификация горнолыжных трасс», «классификация пляжей».
Классификацию объектов туристской индустрии (гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей) смогут проводить только аккредитованные организации. По результатам классификации будет выдаваться свидетельство о присвоении им соответствующей категории («звезд»). Утверждение положения о классификации гостиниц отнесено к компетенции органов государственной власти федерального уровня.
Объект туристской индустрии обязан указывать в рекламе и использовать в своей деятельности только присвоенную ему категорию.
Устанавливается запрет на предоставление гостиничных услуг при отсутствии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории.
В случае обнаружения несоответствия гостиницы и иного средства размещения требованиям порядка классификации объектов туристской индустрии действие свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения соответствующей категории приостанавливается.
Также предусматривается лишение аккредитации на право классификации объектов туристской индустрии организации, необоснованно присваивающей категории, и усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, при этом новые требования будут вводиться поэтапно: с 1 января 2019 года - для наиболее крупных гостиниц с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2020 года - для гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 1 января 2021 года - в отношении всех гостиниц.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 17-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 25.1 Федерального закона «О защите конкуренции»
Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок.
В указанный реестр подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также, согласно Федеральному закону, в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 18-ФЗ «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об отдельных вопросах применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти»
Определены особенности перечисления в бюджет пошлин от экспорта российской нефти и нефтепродуктов, осуществляемого с территории Беларуси в 2015 году.
Россией ратифицирован соответствующий протокол, подписанный 21 октября 2014 года в Минске, касающийся применения соглашения от 9 декабря 2010 года о порядке зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе нефти и нефтепродуктов.
Согласно протоколу с 1 января по 31 декабря 2015 года при вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Беларуси уплаченные (взысканные) суммы вывозных таможенных пошлин, пеней в полном объеме перечисляются в бюджет Беларуси.
Ранее соглашение предполагало перечисление вывозных таможенных пошлин и пеней в полном объеме в бюджет РФ.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 19-ФЗ «О ратификации Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, принятого XXVI Конгрессом Всемирного почтового союза»
Россией ратифицирован Девятый дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза, подписанный 6 октября 2016 года в Стамбуле.
Всемирный почтовый союз - ведущая международная межправительственная организация в сфере почтовой связи со штаб-квартирой в Берне, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Союз образован в 1874 году при участии России; его членами являются 193 страны мира.
Сфера деятельности организации включает в себя выработку единых принципов организации и функционирования международного почтового обмена, порядка согласования тарифов и системы взаиморасчетов между странами - членами союза за международные почтовые отправления.
Протокол предусматривает внесение изменений в Устав ВПС 1964 года. Уточнено, в частности, что страны, которые принимают устав, составляют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями. Уточнено также определение термина «почтовое отправление». Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок объединены в единый документ.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 20-ФЗ «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года и об отдельных вопросах его применения»
Россия и Беларусь договорились о распределении между бюджетами двух стран таможенных пошлин, уплачиваемых при экспорте с белорусской территории российской нефти и нефтепродуктов в 2015 и последующих годах.
Россией ратифицирован соответствующий протокол, подписанный 29 мая 2014 года в Астане, об изменении соглашения от 9 декабря 2010 года о порядке зачисления вывозных таможенных пошлин при экспорте российской нефти и нефтепродуктов с территории Беларуси.
Протоколом установлено, что при экспорте указанных товаров сумма уплаченных (взысканных) в течение календарного месяца вывозных таможенных пошлин, пеней, не превышающая 125 млн. долларов США, перечисляется в бюджет Беларуси. Сумма, превышающая указанный объем, перечисляется в бюджет РФ.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 21-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года»
Россией ратифицированы изменения в соглашение с Беларусью об использовании миграционной карты.
Соответствующий протокол был подписан 6 апреля 2017 года в Гродно и предусматривает освобождение от получения миграционной карты иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территориях государств - сторон соглашения, а также членов экипажей морских и речных судов, заходящих в морские и речные порты государств сторон. Кроме того, освобождаются от получения миграционных карт иностранные граждане, пересекающие границу Беларуси для временного пребывания на ее территории.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 22-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия»
Упразднены малосоставные районные суды Мордовии: Атюрьевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Дубенский, Ельниковский, Кадошкинский, Кочкуровский, Старошайговский, Теньгушевский.
Вопросы осуществления правосудия, отнесенные к их ведению, переданы в юрисдикцию Атяшевского, Инсарского, Ичалковского, Краснослободского, Темниковского, Торбеевского, Чамзинского районных судов, Октябрьского районного суда Саранска.
Данные положения закона вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования.
На местах упраздненных судов сформированы судебные присутствия.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 23-ФЗ «Об упразднении Пенжинского районного суда Камчатского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Олюторского районного суда Камчатского края»
Пенжинский районный суд Камчатского края будет упразднен, с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Олюторского районного суда.
В составе Олюторского районного суда Камчатского края будет образовано постоянное судебное присутствие в селе Каменское Пенжинского района.
Указанные положения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего закона.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 24-ФЗ «О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области»
В Тверской области создаются межрайонные суды: Бежецкий, Вышневолоцкий, Западнодвинский, Кашинский, Максатихинский, Нелидовский, Осташковский и Торжокский.
Определено, что юрисдикция указанных судов распространяется:
- Бежецкого - на территории Бежецкого, Весьегонского, Краснохолмского, Молоковского, Сандовского и Сонковского районов;
- Вышневолоцкого - на территории Вышневолоцкого, Спировского и Фировского районов;
- Западнодвинского - на территории Западнодвинского, Андреапольского и Жарковского районов;
- Кашинского - на территории Кашинского и Кесовогорского районов;
- Максатихинского - на территории Лесного и Максатихинского районов;
- Нелидовского - на территории Нелидовского, Вельского и Оленинского районов;
- Осташковского - на территории Осташковского городского округа, Пеновского и Селижаровского районов;
- Торжокского - на территории Торжокского и Кувшиновского районов.
В составе указанных судов образованы судебные присутствия в отдельных населенных пунктах Тверской области.
Ряд районных и городских судов Тверской области упразднены.
Реформа связана с необходимостью приведения системы районных и городских судов Тверской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с низкой нагрузкой судей упраздненных малосоставных районных судов и устойчивые тенденции снижения численности населения районов, в которых они расположены.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 25-ФЗ «О внесении изменения в статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Уточнены полномочия Минобрнауки России в части определения порядка проведения государственной итоговой аттестации.
Частью 5 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что Минобрнауки России определяются, в числе прочего, формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации).
Согласно внесенным дополнениям, Минобрнауки России также определяет сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 26-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
На МФЦ возложена функция по осуществлению приема денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг.
Наделение МФЦ соответствующей функцией позволит решить проблему предоставления государственных и муниципальных услуг в малонаселенных местностях и местностях, в которых кредитные организации территориально удалены.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что МФЦ может создаваться только в форме государственного или муниципального (в том числе автономного) учреждения.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства»
Усовершенствован порядок исчисления и продления срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в период досудебного производства.
В настоящее время в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. При этом срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд, то есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела.
Федеральным законом установлено, что:
в срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в периоды предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им необходимого решения. При этом срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;
по уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу;
в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю и обжалования данного решения следователем, а также возвращения уголовного дела дознавателю и обжалования данного решения дознавателем по ходатайству следователя или дознавателя срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу;
в необходимых случаях (например, когда срок домашнего ареста или содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия судом решения по поступившему уголовному делу) по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или содержания под стражей, срок домашнего ареста или содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 28-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать три месяца со дня подачи указанного заявления.
Настоящим Федеральным законом сокращен с четырех месяцев до трех период времени, необходимый для оформления и выдачи гражданам РФ заграничных паспортов, в том числе содержащих электронный носитель информации, на основании поданных ими по месту пребывания заявлений.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 29-ФЗ «О внесении изменения в статью 46.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
В рамках исполнения госконтрактов Банком России осуществляется передача финансовых сообщений в органы Федерального казначейства.
Установлено, что Банк России в установленных законодательством случаях, безвозмездно оказывает Федеральному казначейству и его территориальным органам услуги по передаче финансовых сообщений в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Данная мера направлена на обеспечение обмена информацией в целях проведения операций по казначейскому обеспечению обязательств в рамках исполнения государственных контрактов.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 30-ФЗ «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
Дополнительные выборы депутатов Государственной Думы по одномандатному избирательному округу должны проводится в единый день голосования.
Действующей редакцией Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, ЦИК России назначает в этом одномандатном избирательном округе дополнительные выборы депутата Государственной Думы.
Подписанным Федеральным законом устанавливается, что выборы должны назначаться в ближайшее второе воскресенье сентября после указанного досрочного прекращения полномочий при условии соблюдения требования о назначении дополнительных выборов не позднее чем за 85 дней до дня голосования.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплены поправки, ранее внесенные в УК РФ, в части исключения отсрочки отбывания наказания лицам, совершившим преступления террористической направленности.
Федеральным законом от 07.03.2017 № 33-ФЗ было установлено, что беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, которым назначено наказание в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 УК РФ, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ, суд не может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.
К таким преступлениям относятся отдельные преступления против общественной безопасности (такие как теракт, содействие террористической деятельности и др.), против мира и безопасности (акт международного терроризма), а также отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, сопряженные с осуществлением террористической деятельности.
Новым Федеральным законом аналогичное положение в части отсрочки исполнения приговора закреплено в пункте 2 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 32-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Освобождены от НДФЛ доходы спортсменов-инвалидов, не участвовавших в Паралимпийских играх, за призовые места на открытых всероссийских спортивных соревнованиях.
Из-за позиции Международного паралимпийского комитета в России планируется проводить открытые всероссийские спортивные соревнования.
В этой связи в НК РФ внесено дополнение, предусматривающее освобождение от налогообложения доходов спортсменов-инвалидов, а также их тренеров за призовые места на таких соревнованиях, полученных не позднее года, следующего за годом их проведения.
Действие данного положения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Подписан Федеральный закон о проведении в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года второго этапа добровольного декларирования «амнистии капиталов».
Федеральным законом:
предоставляется возможность декларантам, представившим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года);
предоставляется возможность лицам, представившим декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, повторно представить декларацию в ходе второго этапа;
устанавливается возможность представить указанную декларацию в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС России (по выбору декларанта).
Предусматривается, что Минфин России будет готовить разъяснения по порядку заполнения специальной декларации, которые подлежат опубликованию на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»
Освобождены от налогообложения доходы, задекларированные в рамках второго этапа «амнистии капитала».
Амнистия капитала предусматривает отражение в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, предусматривают, в частности:
освобождение от уплаты налогов, обязанность по уплате которых возникла на основании специальной декларации, представленной как в ходе первого этапа (с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 года), так и в ходе второго этапа декларирования активов и счетов (вкладов) в банках (с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года), за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;
продление до 1 марта 2019 года безналоговой ликвидации контролируемой иностранной компании (согласно ранее установленному условию, процедура ликвидации КИК должна была быть завершена до 1 января 2018 года);
в случае представления вместе со специальной декларацией уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и (или) об участии в иностранных организациях такие уведомления не будут считаться представленными с нарушением установленных сроков.
Федеральный закон от 19.02.2018 № 35-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности по отдельным экономическим преступлениям, совершенным до 1 января 2018 года.
Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ (это, например, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле).
Освобождение от ответственности возникает при условии, если лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие деяния связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и/или контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и/или с открытием и/или зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 28.02.2018 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Срок действия «дачной амнистии» продлен до 1 марта 2020 года.
Согласно Закону:
до 1 марта 2020 года (ранее - до 1 марта 2018 года) не потребуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта;
предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами РФ на период до 1 марта 2020 года;
до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав на объект ИЖС, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект ИЖС, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения ЛПХ (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 37-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области организации страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и оказания им медицинской помощи в медицинских организациях Российской Федерации»
Россией ратифицировано соглашение о сотрудничестве в области страхования российских граждан, проживающих в Абхазии, в системе ОМС РФ и оказания им помощи в российских медицинских организациях, подписанное 8 августа 2017 года в г. Пицунде.
Соглашение ратифицировано во исполнение договора о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, в целях обеспечения прав указанных граждан, имеющих право в соответствии с законодательством РФ на получение медицинской помощи в медицинских организациях России.
В целях реализации соглашения ФФОМС будет осуществлять включение указанных граждан в реестр лиц, застрахованных по ОМС. Орган исполнительной власти Краснодарского края выполняет в рамках соглашения функции по организации оказания таким гражданам помощи в медицинских организациях РФ в системе ОМС. Для финансового обеспечения указанных полномочий предусматривается увеличение субвенций из бюджета ФФОМС территориальному фонду ОМС Краснодарского края и выделение ассигнований бюджету Краснодарского края на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов за указанных граждан. На переходный период объем финансового обеспечения будет рассчитываться исходя из представленной Абхазии сведений о численности таких граждан.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 38-ФЗ «О ратификации Договора об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Гондурас»
Россией ратифицирован договор об основах отношений с Гондурасом, подписанный 28 февраля 2017 года в г. Тегусигальпе.
Договором определено, что стороны будут выстраивать свои отношения как дружественные государства на основе строгого соблюдения положений Устава ООН, принципов суверенного равенства государств, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, а также на основе других общепризнанных принципов и норм международного права.
Предусматривается, что стороны будут сотрудничать в рамках ООН и других международных организаций и форумов в целях укрепления мира, международной и региональной безопасности и стабильности, содействия обеспечению социально-экономического развития и процветания своих народов. Стороны будут стремиться к приоритетному развитию сотрудничества в таких областях, как энергетика, транспорт, разработка нефтяных, лесных и других природных ресурсов.
Стороны также будут взаимодействовать в борьбе с новыми вызовами и угрозами международной безопасности, в том числе с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональной организованной преступностью.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 39-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об оружии»
Уточнен перечень оснований аннулирования в административном порядке лицензии на приобретение и разрешения на хранение и ношение оружия.
Устанавливается, в частности, что выданные юридическим лицам лицензии и (или) разрешения могут быть аннулированы органами внутренних дел в случае прекращения (отсутствия) у юридического лица права на приобретение (хранение, использование) оружия.
Одновременно с этим предусмотренный Федеральным законом порядок аннулирования лицензии и (или) разрешения на основании наличия обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения, распространяется только на граждан РФ. То есть исключаются положения, предоставляющие органам внутренних дел право аннулировать во внесудебном порядке выданные ими юридическим лицам лицензии и (или) разрешения на основании выявленных нарушений условий сохранности, учета и безопасности хранения оружия.
Федеральный закон принят во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16.04.2015 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части первой статьи 26 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-технический центр «Кольчуга».
Федеральный закон от 07.03.2018 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
Росгвардия уполномочена обеспечивать по решению Президента РФ безопасность высших должностных лиц субъектов РФ и иных лиц.
Порядок обеспечения их безопасности утверждается Президентом РФ. При этом обеспечение безопасности осуществляется исключительно на договорной основе.
Средства, получаемые войсками национальной гвардии по таким договорам, зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме.
Тарифы на данные услуги определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда составит 11 163 рубля в месяц.
С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц.
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В этой связи с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 11 163 рублей в месяц, что в том числе соответствует требованиям Трудового кодекса РФ.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 42-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
За непредставление должностными лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах предусмотрен административный штраф.
Так, непредставление сведений о пожарной опасности в лесах, несвоевременное представление таких сведений, представление их не в полном объеме либо представление недостоверных сведений повлечет наложение штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
За непредставление сведений о лесных пожарах (несвоевременное представление таких сведений, представление их не в полном объеме либо представление недостоверных сведений) предусмотрен штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Рассмотрение данной категории дел закреплено за органами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Федеральный закон от 07.03.2018 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Электронная форма карты зрителя чемпионата мира по футболу 2018 года будет действительна для безвизового въезда в РФ в те же сроки, что и карта на бумажном носителе.
Такое положение закреплено поправками в закон о проведении в России чемпионата мира по футболу 2018 года, принятыми по итогам анализа проведения Кубка конфедераций FIFA в 2017 году.
Ранее предусматривалось, что въезд в РФ по электронной форме карты можно осуществить за 72 часа до начала первого матча чемпионата, а по бумажной форме - за десять дней до даты проведения первого матча. Период въезда в РФ по указанной карте любой формы теперь заканчивается в день проведения последнего матча чемпионата.
Кроме того, уточнено определение протокольных маршрутов, вдоль которых действует особый порядок размещения наружной рекламы. Теперь под таким маршрутом понимается путь следования транспортного средства по автомобильным дорогам, участкам автомобильных дорог, объектам улично-дорожной сети, задействованным для перевозки лиц, включенных в списки FIFA, между аэропортами, железнодорожными вокзалами, стадионами, тренировочными базами, базами команд, а также объектами, предназначенными для размещения лиц, включенных в списки FIFA.
Определено также, что выполнение работ, оказание услуг, связанных с созданием и функционированием средств связи и информационных технологий при подготовке и проведении чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций 2017 года, обеспечение выполнения, оказания которых возложено на Минкомсвязи России, осуществляются организацией, определенной Правительством РФ и привлекаемой в соответствии с установленными Правительством РФ требованиями Минкомсвязью России. Действие указанного положения распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
Дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.
В числе таких операций, в частности:
выплата физическим лицам - резидентам заработной платы в иностранной валюте за пределами территории РФ по трудовым договорам, предусматривающим исполнение трудовых обязанностей за пределами России;
переводы должностного оклада (денежного содержания, денежного довольствия и иных сумм в иностранной валюте) на открытые в уполномоченных банках на территории РФ счета физических лиц - резидентов, в том числе являющихся сотрудниками (работниками) дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
Определены нормативы зачислений в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ отдельных видов доходов.
Установлено распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ доходов (от уплаты госпошлины, платы за предоставление сведений) по нормативу зачисления 75 и 25 процентов соответственно за:
совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в электронной форме и выдачи документов через МФЦ;
предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи указанных документов через МФЦ.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности»
Подписан закон о создании федерального фонда данных дистанционного зондирования земли.
Федеральным законом устанавливается, в частности:
- порядок создания федерального фонда данных дистанционного зондирования земли из космоса;
- порядок его функционирования
- порядок взимания и размер платы за предоставление информации из фонда;
- полномочия Правительства РФ по определению порядка деятельности фонда данных;
- полномочия уполномоченного органа по космической деятельности по организации создания и ведения фонда данных.
Предполагается, что создаваемый фонд данных дистанционного зондирования земли соберет все доступные данные дистанционного зондирования земли, систематизирует их и будет предоставлять в установленном законом порядке заинтересованным лицам, как на платной, так и на бесплатной основе. Данные из федерального фонда будут бесплатно предоставляться государственным органам власти и органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам, если такие данные им нужны для исполнения ими государственных или муниципальных контрактов.
Создание и ведение фонда данных необходимо для эффективного использования данных, получаемых с космических аппаратов, созданных за счет средств федерального бюджета, а также данных, получаемых с космических аппаратов, созданных за счет средств физических и юридических лиц и не относящихся к государственным космическим аппаратам, и закупаемых за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 47-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Оптимизирован порядок расчета размера субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и г. Байконура на обеспечение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан.
Установлено, что при определении объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъект РФ, на обеспечение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, будет учитываться не используемый ранее федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, утверждаемый Правительством РФ, а стоимость ЖКУ в конкретном субъекте РФ в расчете на 1 кв. метр площади жилья за отчетный год по данным Росстата.
Соответствующие поправки внесены в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также в федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Федеральный закон от 07.03.2018 № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Закреплено право взыскателя на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в случае, если его розыск оказался безрезультатным.
Поправками, в том числе:
определено, что в случае если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим;
предусмотрено, что судья при подготовке дела к судебному разбирательству после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим запрашивает об имеющихся о нем сведениях также службу судебных приставов;
установлено, что исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем, кроме того, в случаях признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством РФ, а также если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством РФ, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов»
Изменены правила получения негосударственным пенсионным фондом вознаграждения за управление средствами пенсионных накоплений.
Федеральным законом, в частности, вводятся понятия постоянной и переменной частей вознаграждения фонда. Устанавливается, что постоянная часть вознаграждения фонда не зависит от результатов инвестирования средств пенсионных накоплений, а переменная зависит. Оплата постоянной части вознаграждения фонда производится за счет средств пенсионных накоплений, а оплата переменной части производится за счет доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений. Порядок определения размера постоянной и переменной частей вознаграждения фонда должен содержаться в страховых правилах фонда. Размер постоянной части вознаграждения фонда за отчетный год и размер необходимых расходов управляющих компаний, непосредственно связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений и оплачиваемых из средств пенсионных накоплений, не могут превышать в совокупности: 0,75% от средней стоимости чистых активов за отчетный год; средств, подлежащих оплате фондом в качестве гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений; средств, подлежащих отчислению фондом в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию. Переменная часть вознаграждения фонда удерживается из дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с порядком расчета, устанавливаемым Банком России.
Федеральным законом также установлены источники финансирования различного рода расходов фонда, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Определен порядок оплаты услуг управляющей компании и специализированного депозитария. Размер постоянной и переменной частей вознаграждения управляющей компании, выплачиваемого фондом за счет собственных средств, порядок и сроки их начисления и удержания, перечень расходов, непосредственно связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, устанавливаются договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений фонда с управляющей компанией. Вознаграждение и оплата необходимых расходов специализированного депозитария выплачиваются фондом за счет собственных средств в соответствии с договором об оказании услуг специализированного депозитария, а также управляющей компанией в случае, если это установлено договором об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании.
Кроме того, Федеральным законом вводятся дополнительные обязанности фонда в части прохождения стресс тестирования финансовой устойчивости с использованием сценариев стресс тестирования, утверждаемых приказом Банка России, и осуществления расчета величины инвестиционного портфеля фонда и средств пенсионных резервов по рыночной стоимости в порядке, определяемом Банком России. Устанавливаются условия, которые должен соблюдать фонд при управлении средствами пенсионных резервов и организации инвестирования средств пенсионных накоплений. В случае уменьшения размера средств пенсионных накоплений, уменьшения размера средств пенсионных резервов либо в случае недополучения фондом доходов на средства пенсионных резервов или средства пенсионных накоплений ввиду несоблюдения фондом установленных требований вводится обязанность фонда по восполнению понесенных потерь за счет собственных средств фонда.
Устанавливается порядок устранения по требованию Банка России последствий нарушения условий управления средствами пенсионных резервов и организации инвестирования средств пенсионных накоплений, а также возможность обжалования фондом соответствующего решения в соответствующую комиссию Банка России. Застрахованным лицам дополнительно предоставляется право, в случае если Банком России было принято решение о наличии нарушений фондом условий организации инвестирования средств пенсионных накоплений, при заключении нового договора требовать от фонда перевода соответствующей части восполнения объема средств пенсионных накоплений в фонд, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании, либо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 50-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Введено временное освобождение садоводческих НКО от уплаты госпошлины за предоставление лицензии на пользование подземными водами для хознужд.
На период по 31 декабря 2019 года включительно от уплаты госпошлины освобождены некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, за предоставление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН.
Субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости:
от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
от места ведения предпринимательской деятельности;
от средней численности работников.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях»
Запрещены распространение лотерейных билетов среди лиц, не достигших возраста 18 лет, и выплата таким лицам выигрышей.
Кроме того, Законом предусмотрены особенности заключения договоров об участии в лотерее, оформляемых электронным лотерейным билетом, выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплаты, передачи или предоставления выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15 000 рублей, в случае возникновения сомнения в достижении участником лотереи возраста 18 лет, и при сумме расчета, равной или превышающей 15 000 рублей, в том числе включая порядок идентификации участника лотереи, предусмотренный Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Подписан закон об обязательном информировании владельцев кредитных карт о совершенных операциях и кредитном лимите.
Федеральным законом вводится обязанность кредиторов, предоставивших потребительский кредит (заем) с использованием электронного средства платежа, направлять заемщику уведомление о размере задолженности и об остатке кредитного лимита по договору потребительского кредита (займа). Уведомление должно направляться незамедлительно после совершения операции в порядке, предусмотренном договором займа. Предполагается, что предоставление актуальной информации о задолженности позволит заемщику объективно оценивать свое финансовое состояние.
Кроме того, Федеральным законом уточняются:
- положения о порядке определения размера прибыли Банка России;
- полномочия Банка России по принятию мер, направленных на предотвращение угроз финансовой стабильности РФ;
- круг мер по предупреждению банкротств кредитных организаций.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается передача контроля за процедурой санации «Промсвязьбанка» от Банка России Правительству РФ в целях учреждения специализированного банка для совершения операций по государственному оборонному заказу.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменений, внесенных в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», вступающих в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предотвращения жестокого обращения с животными»
Подготовка и дрессировка охотничьих собак будет возможна только в охотничьих угодьях и только способами, не допускающими жестокого обращения с ними и причинения им физического вреда.
Такое положение закреплено новыми поправками в законе об охоте, направленными на предотвращение жестокого обращения с животными.
Определено также, что использование объектов охотничьей инфраструктуры в целях подготовки и дрессировки собак охотничьих пород в закрепленных охотничьих угодьях должно осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в РФ, на основании охотхозяйственных соглашений в соответствии с порядком, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае использования животных для подготовки и дрессировки собак охотничьих пород в условиях искусственного ограничения свободы движения таких животных, площади их самостоятельного передвижения либо их защитных функций должны использоваться ограждающие конструкции между собаками охотничьих пород и животными, не допускающие жестокого обращения с животными и причинения им физического вреда, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 55-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Законодательно закреплены правила проведения профессионального психологического отбора граждан, поступающих на военную службу.
В настоящее время проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при призыве на военную службу федеральным законодательством не предусмотрено, а осуществляется в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 26.01.2000 № 50 «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Подписанным Федеральным законом закрепляется обязанность прохождения гражданами профессионального психологического отбора при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные образовательные организации, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, а также иностранными гражданами при поступлении на военную службу по контракту. Вводится требование о проведении профессионального психологического отбора граждан, поступающих на военную службу по контракту в войска Росгвардии. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан (иностранных граждан) определяются Министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба.
Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»
В Единой государственной информационной системе социального обеспечения будет размещаться актуальная информация об оказании государственной социальной помощи.
В целях обеспечения функционирования ЕГИССО вносятся дополнения в ряд отраслевых законов, касающиеся размещения и получения информации обо всех предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки.
Помимо этого законом устанавливается возможность обработки сведений, содержащихся о сотрудниках силовых ведомств, уполномоченными органами.