Федеральный закон от 22.01.2019 № 1-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации»Органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату взносов на капремонт.
Устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт.
Информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Региональный оператор и владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 2-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Крымские рыбоводы, осуществляющие деятельность на основании документов, выданных до вхождения Крыма в состав России, смогут заключить договоры пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов.
Закон об аквакультуре дополнен положением, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с разведением водных организмов в поверхностных водных объектах, которые расположены в Крыму и Севастополе или прилегают к ним и использование которых для указанной деятельности подтверждается документами, на основании которых она осуществлялась до дня вступления в силу федерального конституционного закона о принятии Крыма в Россию, вправе заключить до 1 января 2021 года договор пользования рыбоводным участком в отношении указанных водных объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на оставшуюся часть срока.
Порядок заключения таких договоров устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 3-ФЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Уточнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов РФ.
Так, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ отнесено осуществление мер по защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств на региональном уровне.
К вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена разработка и осуществление мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств на уровне местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 4-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 24 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
Решение о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, и об изменении его вида при наличии неурегулированных разногласий будет приниматься Правительством РФ.
Предусмотрено, что при наличии разногласий по вопросам о ликвидации учреждения, исполняющего наказания, или об изменении его вида федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечивает их обсуждение с органом исполнительной власти субъекта РФ в целях урегулирования этих разногласий. В случае недостижения согласия протокол согласительного совещания, подписанный руководителями указанных органов или их заместителями, и проект соответствующего акта направляются в Правительство РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме того, исключена возможность создания по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции»
Генпрокуратура России будет взаимодействовать с компетентными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения антикоррупционных ограничений.
Случаи, в которых Генпрокуратура России будет осуществлять такое взаимодействие, должны быть предусмотрены федеральными законами.
Генпрокуратура России при необходимости вправе направить запрос в Банк России, который, в свою очередь, обращается в центральный банк и/или иной орган надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор, или к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении имеющейся у них информации о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета и вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами, счетов, наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и/или иностранных финансовых инструментов.
Порядок и условия взаимодействия Генпрокуратуры России и Банка России будут определяться соглашением.
Генпрокуратура России предоставляет полученную от Банка России информацию органам, подразделениям и должностным лицам, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения лицом запретов и ограничений. Данные органы, подразделения и должностные лица не вправе раскрывать третьим лицам информацию о наличии у лиц, которым запрещается открывать и иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Репетиторы, сиделки и помощницы по хозяйству отнесены к застрахованным лицам в системе ОМС.
Законом дополнен перечень лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, отнесенных к категории застрахованных лиц и одновременно к категории страхователей в системе ОМС.
Теперь наряду с индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и арбитражными управляющими, к указанным категориям отнесены, в частности физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ (физлица, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги другому физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд).
Согласно Налоговому кодексу РФ в 2018 - 2019 годах физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 НК РФ освобождены от уплаты НДФЛ в отношении доходов от оказания услуг, поименованных в пункте 70 статьи 217 НК РФ (репетиторство, уход за детьми, больными и престарелыми людьми и т.д.).
Принятым Законом указанные лица на этот же период освобождены от уплаты страховых взносов на ОМС.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре.
Согласно настоящему Федеральному закону, непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством РФ порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В случае повторного нарушения размер административного штрафа составит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Установлено, что воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны, в числе прочего, направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете; вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Федеральный закон от 06.02.2019 № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»
Определен порядок обеспечения жильем сотрудников органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России.
Федеральный закон направлен на реализацию положений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2018 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» в связи с запросом Северо-Кавказского окружного военного суда».
Указанным Постановлением часть 5 статьи 36 Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данная норма в силу неопределенности своего нормативного содержания не дает однозначного ответа на вопрос, какой именно государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган - обязан обеспечить служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ, принятых на учет для предоставления служебных жилых помещений до 1 января 2017 года.
Настоящим Федеральным законом устанавливается, что обеспечение жилыми помещениями (служебными жилыми помещениями) военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, граждан РФ, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, а также членов их семей, принятых на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) до 1 января 2017 года Минобороны России, ФСБ России и Росгвардией, осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.
Федеральный закон от 21.02.2019 № 10-ФЗ «Об упразднении Борисоглебского районного суда Ярославской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Ростовского районного суда Ярославской области»
Упразднен Борисоглебский районный суд Ярославской области.
Относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию Ростовского районного суда, в составе которого образовано постоянное судебное присутствие в поселке Борисоглебский.
Федеральный закон от 21.02.2019 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Установлены особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов федерального (общероссийского) значения.
Законом предусмотрено, в частности, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия - ансамбли или достопримечательные места.
Определяется, что на территории историко-культурных музеев-заповедников осуществляется деятельность, предусмотренная Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев-заповедников.
Мероприятия по отнесению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных в границах таких территорий, к ансамблям или достопримечательным местам, определению пообъектного состава ансамблей или достопримечательных мест, внесению сведений об историко-культурных музеях-заповедниках и музейных комплексах в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ проводятся в срок до 1 января 2025 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
С 1 июня 2020 года взыскание по исполнительным листам не может быть обращено на денежные выплаты социального характера.
Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату или иные доходы, в отношении которых установлены ограничения и/или на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах будет устанавливать Банк России.
Кроме того:
закреплена обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;
установлена обязанность банка или иной кредитной организации, осуществляющих обслуживание счетов должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания (порядок расчета будет устанавливаться Минюстом России по согласованию с Банком России);
предусмотрено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и/или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.
Федеральный закон от 21.02.2019 № 13-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о некоторых вопросах, связанных с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на международные спортивные мероприятия»
Россия и Беларусь договорились о безвизовом въезде иностранных болельщиков на вторые Европейские игры 2019 года, которые пройдут в Минске.
Ратифицировано соглашение с Беларусью о вопросах, связанных с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на международные спортивные мероприятия, подписанное 29 мая 2018 года в Минске.
В соответствии с соглашением иностранные граждане и лица без гражданства, следующие для посещения указанного международного спортивного мероприятия в период его проведения в государстве одной стороны, въезжают, выезжают, пребывают и следуют транзитом через территорию государства другой стороны без оформления виз по действительным документу, удостоверяющему личность, и билету на мероприятия.
Соглашение временно применяется с 1 июня 2018 года и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур и остается в силе до 10 июля 2019 года.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 14-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Россией ратифицирован протокол об изменениях в заключенную со Швецией конвенцию об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанный 24 мая 2018 года в Санкт-Петербурге.
Протокол, в частности, заменяет существующую преамбулу конвенции новой преамбулой, содержащей общее намерение договаривающихся государств устранять двойное налогообложение, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов, в том числе через использование резидентами третьих государств преимуществ, предоставляемых конвенцией.
Кроме того, устанавливается правило определения резидентства для лица, не являющегося физическим, в случаях, когда такое лицо признается лицом с постоянным местопребыванием в обоих договаривающихся государствах, посредством проведения взаимосогласительной процедуры компетентными органами договаривающихся государств.
Внесены изменения, направленные на совершенствование механизма разрешения споров, связанных с осуществлением корректировки прибыли предприятия в рамках статьи конвенции, регулирующей налогообложение прибыли ассоциированных предприятий.
Протокол вносит изменения в статью конвенции, регулирующую вопросы проведения компетентными органами двух договаривающихся государств взаимосогласительной процедуры с целью разрешения вопроса о налогообложении лица не в соответствии с положениями конвенции, в части предоставления налогоплательщику возможности обращения в компетентный орган любого договаривающегося государства для рассмотрения его вопроса и возбуждения взаимосогласительной процедуры.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 15-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы»
Россией ратифицирован договор с Северной Кореей о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, подписанный 5 декабря 2017 года в Москве.
В соответствии с договором лицо, осужденное к лишению свободы на территории одной из сторон, может быть передано на территорию другой стороны для отбывания наказания в государстве его гражданства или постоянного места жительства. Принимающее государство обеспечивает продолжение отбывания наказания осужденным в соответствии со своим законодательством.
Договором определяются условия передачи осужденных, устанавливаются требования к форме и содержанию запросов о передаче и ответов на них, порядок исполнения запросов.
В передаче осужденного может быть отказано в случае, если это может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам государства вынесения приговора.
После передачи осужденный не может быть привлечен к ответственности или осужден в государстве исполнения приговора за те же деяния, которые повлекли назначение наказания в государстве вынесения приговора.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 16-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Срок получения крымскими образовательными организациями российских лицензий и аккредитаций продлен на один год.
Ранее Федеральным законом от 05.05.2014 № 84-ФЗ было установлено, что крымские образовательные организации, имевшие в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление такой деятельности, до получения ими лицензии в установленном законодательством РФ порядке, но не позднее чем до 1 сентября 2018 года. Настоящими изменениями данный срок перенесен на 1 сентября 2019 года.
Законом № 84-ФЗ также было установлено, что крымские образовательные организации, которые имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на выдачу выпускникам документов об образовании, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины, признаются имеющими государственную аккредитацию по соответствующим основным образовательным программам до получения ими аккредитации в установленном законодательством РФ порядке, но не позднее чем до 1 сентября 2018 года. Данный срок также перенесен на 1 сентября 2019 года.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Некоторые формулировки положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приведены в соответствие с иными законодательными актами.
Федеральный закон направлен на устранение правовой коллизии, возникшей в результате принятия Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Указанным Федеральным законом внесены изменения в статьи 95, 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым формулировка «независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» заменена на «независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
Вместе с тем, указанным Федеральным законом не были затронуты положения пункта 13.1 части 1 статьи 6, пункта 12.1 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющие соответственно полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по созданию условий для организации проведения независимой оценки, в которых остались термины в предыдущей редакции: «независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В целях приведения положений статей 6 и 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствие с Федеральным законом от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» настоящим Федеральным законом внесены изменения, направленные на уточнение приведенных формулировок.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи»
Расширен перечень мероприятий оказания паллиативной помощи неизлечимо больным пациентам.
Законом паллиативная помощь определяется как комплекс мероприятий, включающих не только медицинские вмешательства, как это было ранее, но и мероприятия психологического характера и уход.
При этом медработники будут взаимодействовать с родственниками, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания и религиозными организациями.
Паллиативная помощь теперь может оказываться медицинскими работниками в амбулаторных, стационарных условиях, а также на дому.
Законом гарантируется предоставление пациенту для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.
В рамках получения паллиативной помощи пациентам будут предоставляться, в том числе, наркотические и психотропные лекарственные препараты.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Для военнослужащих установлен запрет на размещение в СМИ и Интернете информации, связанной с прохождением военной службы.
Настоящим Федеральным законом определено, что военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:
позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам;
о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;
о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил РФ или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
Указанные ограничения не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:
если распространение или предоставление названной информации осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;
если предоставление такой информации осуществляется в информационных системах персональных данных;
если распространение или предоставление информации входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Кроме того, установлено, что при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации, за исключением случаев, если такие электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Нарушение указанных запретов будет расцениваться как грубый дисциплинарный проступок.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 20-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Упрощена процедура реализации безвозмездно изъятых или конфискованных судов, которые использовались при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов.
Из сферы действия Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» исключаются суда, обращенные в собственность государства, а также имущество, образовавшееся в результате их утилизации. В соответствии с действующим законодательством процедура возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности государства, в собственности физических и (или) юридических лиц (приватизация), осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», требующим включения такого имущества в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, для последующей реализации его на аукционе. С учетом длительных сроков подготовки и реализации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества государство вынуждено нести расходы по обеспечению сохранности и содержанию безвозмездно изъятых или конфискованных судов. Исключение из сферы действия вышеуказанного Федерального закона судов, обращенных в собственность государства, позволит применить к таким судам более простой и короткий по срокам реализации механизм, предусмотренный Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1041.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на суда, которые обращены в собственность государства и в отношении которых проводится одна из процедур продажи.
Кроме того, из Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» исключаются положения, касающиеся безвозмездно изъятых или конфискованных судов, а также орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов, поскольку они являются предметом регулирования других федеральных законов.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Заключение обвиняемого под стражу в его отсутствие возможно не только в случае его объявления в международный, но теперь и в межгосударственный розыск.
Соответствующая поправка внесена в статью 108 «Заключение под стражу» Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности»
Субъектам РФ предоставлено право расширять перечень случаев бесплатного предоставления копий кадастровых документов.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и технической инвентаризации документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации являются собственностью субъекта РФ, хранение и использование учетно-технической документации относится к полномочиям субъекта РФ.
Вместе с тем, частью 2 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что за предоставление копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Настоящим Федеральным законом субъектам РФ предоставляется право устанавливать дополнительные (помимо уже установленных) случаи бесплатного предоставления копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений.
Копии документации в сфере кадастровой деятельности будут предоставляются бесплатно не только по запросу органа регистрации прав, но и по запросу других органов государственной власти или органа местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Согласно включенной в КоАП РФ статье 9.1.1 за совершение указанных правонарушений предусматривается наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии устанавливается следующая административная ответственность:
для граждан - штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
для должностных лиц - штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до полутора лет;
для юридических лиц - штраф от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под гражданами в данном случае понимаются физические лица, выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, обслуживанию систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Федеральный закон от 06.03.2019 № 24-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
От уплаты исполнительского сбора по ипотечному кредиту освободили граждан - участников госпрограмм помощи заемщикам.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
Установлено, что исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством РФ, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита.
Кроме того, уточнено, что в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно. Ранее исполнительский сбор устанавливался с каждого из должников.
Также предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения обязательств заемщика - физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Федеральный закон от 06.03.2019 № 25-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Ушедшим по состоянию здоровья в отставку судьям, ставшим инвалидами, предоставлено право на получение ежемесячного содержания.
Согласно закону судье, ставшему инвалидом по причине, не связанной со служебной деятельностью, ушедшему (удаленному) в отставку по состоянию здоровья, может выплачиваться по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях. Соответствующие выплаты производятся до приобретения судьей права на ежемесячное пожизненное содержание.
Размер ежемесячного содержания устанавливается в процентном отношении от суммы ежемесячного денежного вознаграждения в зависимости от группы инвалидности и стажа работы в должности судьи (инвалидам I и II групп - 3% за каждый полный год стажа в качестве судьи, инвалидам III группы - 2%).
В случае реализации права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, выплата пенсии прекращается.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность за предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Предусматривается, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести административную ответственность как юридические лица.
Перечень грубых нарушений лицензионных требований будет устанавливаться Правительством РФ.
Определены органы, уполномоченные рассматривать данную категорию дел.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Административная ответственность за распространение «фейковых новостей» будет зависеть от тяжести наступивших последствий.
Так, в случае если распространение фейковых новостей создало угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, размер штрафа составит: для граждан - от 30000 до 100000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; для должностных лиц - от 60000 до 200000 рублей; для юридических лиц - от 200000 до 500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Аналогичное деяние, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, будет наказываться штрафом: для граждан - от 100000 до 300000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц - от 300000 до 600000 рублей, для юридических лиц - от 500000 до 1000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, повлечет наложение административного штрафа: на граждан - от 300000 до 400000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от 600000 до 900000 рублей; на юридических лиц - от 1000000 до 1500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Штрафы от 30 тысяч и административный арест до 15 суток: установлена административная ответственность за «оскорбление власти» в Интернете.
Согласно изменениям, внесенным в КоАП РФ, распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, будет влечь административную ответственность в виде штрафа от 30000 до 100000 рублей.
За повторное совершение указанного правонарушения штраф составит от 100000 до 200000 рублей, в качестве альтернативы предусмотрен арест на срок до 15 суток.
В случае привлечения к административной ответственности более чем во второй раз по указанной статье правонарушителю придется заплатить штраф от 200000 до 300000 рублей или отбыть административный арест до 15 суток.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 29-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ.
КоАП РФ дополнен статьей 8.32.3, согласно которой невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Если указанные действия совершены в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, то в этом случае размер административного штрафа увеличивается и составит: для должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 30-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Подписан закон о блокировках сайтов за «оскорбление власти».
Полномочиями по выявлению сайтов в сети «Интернет», на которых содержится информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, наделяется Генеральный прокурор РФ и его заместитель.
Обнаружив указанную информацию, Генеральный прокурор РФ или его заместитель должны направить в Роскомнадзор требование о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию.
Роскомнадзор определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение информационного ресурса, на котором содержится обнаруженная информация, и направляет ему информацию о выявлении запрещенной информации с требованием удалить ее.
Незамедлительно с момента получения требования Роскомнадзора провайдер хостинга информирует о поступившем требовании владельца информационного ресурса, на котором размещена информация, и указывает на необходимость ее удаления.
Владелец информационного ресурса должен удалить противоправную информацию в течение суток с момента получения уведомления от провайдера хостинга.
В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем информационного ресурса мер по удалению информации, сайт, на котором размещена информация, подлежит блокировке.
В случае удаления противоправной информации, владелец информационного ресурса уведомляет об этом Роскомнадзор, который, после проверки удаления информации, направляет оператору связи уведомление о прекращении блокировки сайта.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
За распространение «фейковых новостей» сайты будут блокироваться.
В частности, ограничению подлежит распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Механизм ограничения распространения недостоверной информации аналогичен существующей процедуре, действующей в отношении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Устанавливается специальная процедура блокировки в случае обнаружения недостоверной информации на ресурсе, являющимся сетевым изданием. В указанном случае Генеральным прокурором РФ или его заместителем направляется обращение в Роскомнадзор, который направляет уведомление о необходимости удаления недостоверной информации в редакцию сетевого издания. В случае если редакция сетевого издания незамедлительно не удаляет информацию, Роскомнадзор направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к соответствующему сетевому изданию. Данный порядок не применяется в случае обнаружения недостоверной информации на информационном ресурсе, являющемся новостным агрегатором.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части регулирования обмена информацией и документами, полученными при проведении идентификации, между организациями, входящими в банковскую группу или банковский холдинг, и использования таких информации и документов»
Установлен порядок обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации клиентов в целях ПОД/ФТ, организациями, входящими в банковскую группу.
Законом установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые являются участниками одной банковской группы или одного банковского холдинга, вправе осуществлять обмен полученными ими информацией и документами в порядке, установленном целевыми правилами внутреннего контроля, при одновременном соблюдении ряда установленных условий.
В указанных целях головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга разрабатывает и утверждает целевые правила внутреннего контроля включающие, в том числе, правила обмена информацией, а также осуществляет контроль за их соблюдением.
Целевые правила реализуются всеми участниками банковской группы (банковского холдинга), являющимися организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая их филиалы.
В случае ненадлежащего исполнения целевых правил в отношении соответствующей организации устанавливается запрет на обмен информацией и документами сроком на один год на основании предписания Центрального банка РФ (соответствующего надзорного (уполномоченного) органа).
Федеральный закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статьи 7 и 10 Федерального закона «О национальной платежной системе»
Принят закон об усилении контроля за платежами лиц, не прошедших идентификацию.
Установлено, в частности, что денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего указанное электронное средство платежа, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией, а также, если он прошел процедуру упрощенной идентификации, переведены на его банковский счет или выданы ему наличными денежными средствами.
Также уточнены основания, при наличии которых оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств с использованием неперсонифицированного электронного средства платежа.
Кроме того, определено, что на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в ряде случаев, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента некоторые операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются требования, установленные положениями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц.
При этом предусматривается, что применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с положениями указанного Федерального закона № 115-ФЗ не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, устанавливающих порядок перевода оператором электронных денежных средств, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»
К объектам гражданских прав в РФ отнесены цифровые права.
В часть первую Гражданского кодекса РФ включена статья 141.1 «Цифровые права», согласно которой цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Регламентированы положения, касающиеся определения обладателя цифровых прав. Установлено, что переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.
Кроме того, Законом в числе прочего:
предусмотрены условия соблюдения письменной формы сделки, совершенной с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки;
установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю в том числе электронного документа, подтверждающего оплату товара;
определены особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации;
предусмотрено, что договор номинального счета, договор страхования могут быть также заключены путем составления одного электронного документа, подписанного сторонами, или обмена электронными документами;
установлен запрет составления завещания с использованием электронных либо иных технических средств.
Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2019 года.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации»
В связи с повышением пенсионного возраста сохранено право женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов.
Семейный кодекс РФ дополнен положением, согласно которому право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста (статьи 85, 87, 89, 90, 93 - 97 СК РФ), на алименты распространяется в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).
Федеральный закон от 18.03.2019 № 36-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
В законе об общих принципах организации региональных органов власти закреплены полномочия таких органов по осуществлению мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета (кроме субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов осуществления полномочий в сфере промышленной политики, предусмотренных Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Федеральный закон от 18.03.2019 № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Принят Закон, направленный на совершенствование механизма предоставления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.
Законом, в частности, устанавливаются полномочия ПФР по уточнению пригодности для проживания жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств материнского капитала.
Соответственно, получение информации о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, - будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на указанные цели.
Кроме того, уточнены требования к документам, прилагаемым к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала, а также скорректирован перечень организаций, по договорам займа с которыми возможно направление средств материнского капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей»
Определены способы подачи потребителями обращений по вопросам защиты их прав.
Установлено, что обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления.
Обращение может быть направлено по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официального сайта органа государственного надзора, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе с использованием официального сайта органа местного самоуправления в случае, если это предусмотрено законами указанных субъектов РФ), единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принято при личном приеме заявителя.
Также предусматривается, что в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг могут осуществляться прием обращений потребителей и их консультирование по вопросам защиты их прав на основании соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей. На Роспотребнадзор возлагаются полномочия по утверждению методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 39-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
Расширен перечень оснований для получения студентами отсрочек от армии.
Гражданам, достигшим призывного возраста в период обучения в общеобразовательной школе, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением не только по программам высшего профессионального образования (бакалавриат или специалитет), но и по программам среднего профессионального образования.
Кроме того, граждане, достигшие призывного возраста в период обучения в школе и воспользовавшиеся правом на отсрочку в связи с обучением в школе, а также в связи с обучением в ВУЗе по программе бакалавриата или по программе специалитета, получат право на еще одну отсрочку в связи с продолжением обучения в магистратуре.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»
Прохождение медицинских осмотров является обязательным условием для работы на объектах использования атомной энергии.
Установлено, что лица, претендующие на должности отдельных категорий специалистов (например, работники атомных станций), обязаны проходить обязательный предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а лица, допущенные к работе в области использования атомной энергии, обязаны проходить периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Порядок проведения психофизиологических обследований, а также медицинских осмотров и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний устанавливаются Минздравом России по согласованию с Госкорпорацией по атомной энергии «Росатом».
Установлено, что к работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами не допускаются лица:
имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Проверка указанных сведений проводится органами федеральной службы безопасности.
Допуск таких лиц к работе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» в части проведения национальной инспекции»
Закон о регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике дополнен положениями о национальной инспекции.
Определено, что национальная инспекция - мероприятие по выявлению нарушений требований и условий, установленных разрешением на осуществление деятельности в Антарктике.
Уточнено, что государственное регулирование деятельности в Антарктике включает в себя, в том числе, проведение национальной инспекции.
Порядок проведения национальной инспекции устанавливает Правительство РФ.
Федеральный конституционный закон от 06.03.2019 № 1-ФКЗ «О внесении изменения в статью 42 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
Законодательно закреплено место постоянного пребывания суда города федерального значения Севастополя.
Соответствующие изменения, определяющие, что этим местом является г. Севастополь, внесены в федеральный конституционный закон о судах общей юрисдикции.
Поправки направлены на установление общего правового режима для всех городов федерального значения в России.