Служба по контракту
0+
 
Федеральный закон от 29.01.2021 № 1-ФЗ «О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года»
Россией ратифицировано Соглашение о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года.
Договор разработан в строгом соответствии с принципом равной и неделимой безопасности на паритетной основе, ратифицирован Российской Федерацией 28 января 2011 года и вступил в силу 5 февраля 2011 года сроком на 10 лет.
Положения Договора устанавливают обязательства Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки по сокращению и ограничению своих стратегических наступательных вооружений, фиксируют предельные уровни и типы ограничиваемых СНВ, регулируют вопросы, связанные с мерами доверия и обменом информации. Кроме того, Договором зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также предусматривается право Сторон самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических ядерных сил.
 
Федеральный закон от 04.02.2021 № 2-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории Российской Федерации»
Россия ратифицировала Соглашение между Правительством РФ и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории РФ.
Соглашение, подписанное в городе Москве 11 февраля 2020 года, имеет целью, в том числе развитие сотрудничества между сторонами Соглашения и обеспечение благоприятных условий для деятельности Международного инвестиционного банка, его отделений и представительств в Российской Федерации.
Соглашение является новой редакцией Соглашения между Правительством СССР и Международным инвестиционным банком об урегулировании вопросов, связанных с местопребыванием в СССР Международного инвестиционного банка, заключенного в г. Москве 23.12.1977.
 
Федеральный закон от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»
Подписан Закон, направленный на пресечение деятельности по незаконной заготовке древесины, обеспечение достоверного учета качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, осуществление эффективного контроля сделок с древесиной и снижение размера ущерба от незаконных рубок.
Закон предусматривает создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, которая обеспечит непрерывный контроль за движением древесины от места ее заготовки до переработки, включая транспортировку и вывоз продукции из Российской Федерации.
Учет древесины будет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти путем внесения в государственный лесной реестр сведений, предусмотренных Лесным кодексом РФ, в том числе, об объеме, видовом (породном) и сортиментном составе древесины. Содержащиеся в реестре сведения, документы, материалы, в том числе публичная лесная карта, будут доступны для ознакомления на официальном сайте уполномоченного федерального органа в сети «Интернет» всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Устанавливается, что транспортировка древесины, ее хранение, производство продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр, не допускаются.
Кроме того, предусмотрено:
формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса;
введение электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины;
создание системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней;
введение систематического наблюдения за соблюдением лесного законодательства в виде административного обследования состояния лесов, их количественных и качественных характеристик на основании сведений, содержащихся в открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, сведений, полученных в ходе осуществления государственной инвентаризации лесов, лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов, и прочее.
Законом устанавливается ряд переходных положений.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июля 2021 года, а также с 1 января 2023 года.
 
Федеральный закон от 04.02.2021 № 4-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Пропаганда закиси азота повлечет наказание в виде административного штрафа в размере до ста пятидесяти тысяч рублей.
Пропаганда, в том числе посредством сети Интернет, использования (потребления) закиси азота либо распространение информации о реализации (сбыте) закиси азота не в целях производства пищевой продукции, продовольственных товаров или продуктов питания либо не для медицинского, промышленного или технического применения повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
 
Федеральный закон от 04.02.2021 № 5-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»
Положения Семейного кодекса РФ приведены в соответствие с вступившими в силу изменениями в Конституцию РФ.
Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» статья 79 Конституции РФ была изложена в новой редакции, в соответствии с которой решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
В этой связи, в Семейный кодекс РФ внесено дополнение, согласно которому не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также основам правопорядка и нравственности. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Подписан Закон, направленный на совершенствование налогового контроля за ценами во внешнеторговых сделках, уточняющий сроки хранения документов, обязанности банков, порядок рассмотрения жалоб.
Законом предусматривается, в частности:
уточнение условий признания сделок контролируемыми (это коснулось, в том числе, сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта (на черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни), а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента);
возможность при заключении соглашений о ценообразовании с участием компетентного органа иностранного государства наряду с методами ценообразования, предусмотренными НК РФ, применять методы, используемые в соответствующем иностранном государстве;
совершенствование процедуры заключения соглашения о ценообразовании (в том числе увеличиваются сроки рассмотрения заявления и документов налогоплательщика при заключении соглашения по внешнеторговым сделкам, предусматриваются особенности заключения такого соглашения в случае подачи контрагентом налогоплательщика аналогичного заявления в компетентный орган иностранного государства, дополняются основания для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании).
Кроме того, отдельными поправками, в частности:
увеличивается срок хранения документов для целей налогового учета с четырех до пяти лет. При этом налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать в течение шести лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
вводится обязанность банков выдавать налоговым органам документы, имеющиеся в их распоряжении, в том числе копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, документов, документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточек с образцами подписей и оттиска печати и др.;
дополнен перечень оснований, при которых вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 7-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
В НК РФ закреплено освобождение от уплаты госпошлины при обращении уполномоченного по правам человека в субъектах РФ в суд с административным иском в защиту прав и свобод человека и гражданина.
Соответствующее дополнение внесено в пп. 16 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Речь идет об обращении в суд уполномоченного по правам человека в субъектах РФ при нарушении прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных, в частности решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Поправки в НК РФ: уточнены условия освобождения от НДФЛ стоимости путевок, порядок налогообложения дивидендов, увеличен срок для перехода с ЕНВД на УСН.
Освобождению от налогообложения НДФЛ подлежат сумм компенсации сотрудникам стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, за исключением случаев повторной (многократной) их компенсации в одном налоговом периоде. При исчислении налога на прибыль такие расходы нормируются - не больше 50 000 руб. в год на человека и не более 6% расходов на оплату труда (с учетом взносов на ДМС).
Кроме того, устанавливается правило, предусматривающее возможность зачета налога на прибыль организаций, исчисленного и удержанного в отношении дивидендов, полученных российской организацией, при определении суммы НДФЛ, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика, признаваемого налоговым резидентом РФ, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия (сумма налога, подлежащая зачету, определяется по установленной формуле).
Данный порядок зачета не применяется в отношении сумм налога, исчисленных в отношении дивидендов, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 208 НК РФ.
В числе прочего устанавливается также, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде ЕНВД и отвечающие требованиям, установленным главой 26.2 НК РФ, вправе не позднее 31 марта 2021 года уведомить налоговый орган о переходе на УСН с 1 января 2021 года. При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев 2020 года ее доходы, налогообложение которых осуществлялось в соответствии с общим режимом налогообложения, не превысили 112,5 миллиона рублей.
Законом также предусматривается порядок исчисления НДФЛ налоговыми органами с доходов в виде выигрышей в казино и залах игровых автоматов в 2020 году.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 9-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
Принят Закон, направленный на расширение доступа российских экспортеров к продуктам экспортного страхования.
Поправками, внесенными в закон о валютном регулировании к числу разрешенных валютных операций отнесены:
операции по уплате резидентами страховым организациям-резидентам (за некоторыми исключениями) страховых премий по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам,
операции по выплате резидентам страховыми организациями - резидентами страховых возмещений по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам.
Законом предусматривается также признание резидента исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае, если он обеспечил получение от страховой организации - резидента, не включенной в перечень страховых организаций - резидентов, установленный Банком России, страхового возмещения (страховой выплаты) по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по договору (контракту), на свои банковские счета, при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, при условии, что определенное таким договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному значению или превышает его.
Установлены основания и порядок включения страховых организаций в перечень Банка России.
Кроме того, дополняется перечень документов, которые могут запрашивать агенты валютного контроля у резидентов и нерезидентов в связи с указанными изменениями.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Предусмотрено бессрочное действие нормы о праве на льготы при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты отдельных категорий лиц.
Речь идет о таких категориях лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные категории лиц имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты.
Ранее льготный порядок приема на обучение действовал до 1 января 2021 года.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 53 Федерального закона «О защите конкуренции»
Нарушение коммерческих прав UEFA и недобросовестная конкуренция в данной сфере в период подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу, приведут к возбуждению административных дел, минуя стадию вынесения предварительного предупреждения.
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за совершение действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган вправе принять решение о возбуждении дела только после окончания срока выполнения хозяйствующим субъектом вынесенного предварительного предупреждения.
Согласно внесенным изменениям, требования статьи 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ не распространяются на действия, признаваемые недобросовестной конкуренцией при осуществлении мероприятий UEFA Евро 2020.
Указанные исключения применяются по 31 декабря 2021 года включительно.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 12-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19.15.1 и 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Расширен круг лиц, которые освобождаются от административной ответственности за проживание без регистрации и нарушение правил регистрации в жилом помещении.
К лицам, которые освобождаются от административной ответственности за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, за нарушение правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, отнесены родные братья и сестры, усыновители, опекуны, попечители, подопечные нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении, проживающие совместно с ним.
 
Федеральный закон от 17.02.2021 № 13-ФЗ «О внесении изменений в статью 91 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
Увеличена продолжительность предельного возраста пребывания на службе для некоторых категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ.
Согласно внесенным изменения, теперь предельный возраст пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе составляет:
- 65 лет - для генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы;
- 60 лет - для сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы;
- 55 лет - для сотрудника, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава, майора внутренней службы или подполковника внутренней службы.
- 65 лет - для сотрудника, имеющего ученую степень кандидата наук или доктора наук и замещающего должность в образовательной организации или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы;
При этом предусмотрено, что за сотрудниками уголовно-исполнительной системы РФ в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняется право на увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, на основаниях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
С 1 марта 2021 года расширяется административная ответственность лиц, выполняющих функции иностранного агента.
В частности, устанавливается ответственность за распространение в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством РФ), либо производимых ею материалов без указания на то, что соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Также предусматривается административная ответственность, в том числе за:
нарушение порядка деятельности общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юридического лица;
нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Федеральный закон от 24.02.2021 № 15-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Предусмотрен срок обжалования итогового судебного решения по уголовному делу в порядке сплошной кассации.
Кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 401.7 и 401.8 ГПК РФ, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения, а для осужденного, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок кассационного обжалования может быть восстановлен судьей суда первой инстанции по ходатайству лица, подавшего кассационные жалобу, представление. Отказ в его восстановлении может быть обжалован.
В резолютивной части апелляционных приговора, определения или постановления должны также содержаться разъяснения о порядке и сроках их обжалования в соответствии с требованиями главы 47.1 ГПК РФ «Производство в суде кассационной инстанции», о праве осужденного и оправданного ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Также предусмотрено, в том числе, что копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления копии апелляционных приговора, определения или постановления в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 16-ФЗ «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Расширен круг должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности.
Внесены поправки в примечания к статьям 201 («Злоупотребление полномочиями») и 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса РФ.
В частности, к должностным лицам в примечании к статье 285 отнесены лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных внебюджетных фондах, публично-правовых компаниях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых РФ, субъект РФ или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»).
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О международных компаниях и международных фондах» и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Подписан Закон об упрощении переезда в Россию иностранных компаний в порядке редомициляции, а также о продлении на 2021 год возможности заочного голосования для АО и ООО по вопросам утверждения годовых отчетов и годовых балансов.
Настоящим Федеральным законом расширяется география редомициляции иностранных юридических лиц за счет установления возможности их переезда в РФ из ряда иностранных юрисдикций, являющихся членами организаций по противодействию отмыванию денег по типу ФАТФ и Манивэл.
Определено, в числе прочего, что статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в едином государственном реестре юридических лиц иностранному юридическому лицу, которое, в числе прочего, зарегистрировано (создано) в государстве или на территории, которые являются членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл), и (или) членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), и (или) членом Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ), и (или) членом Группы по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ), и (или) членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИЛАТ), и (или) членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ), и (или) членом Карибской группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ), и (или) членом Межправительственной группы по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА), и (или) членом Группы по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК).
Уточнены отдельные особенности создания международных компаний при их реорганизации в форме слияния, присоединения, а также при преобразовании организационно-правовой формы.
Кроме того, установлены особенности регулирования корпоративных отношений в 2021 году в целях минимизации последствий распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Изменениями в Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» закрепляется возможность до 31 декабря 2021 года проведения в заочной форме ряда корпоративных процедур акционерных обществ, включая утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, а также обществ с ограниченной ответственностью в части утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 18-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»
Устранена правовая неопределенность по вопросу сохранения права родителя (опекуна) инвалида с детства на сохранение повышенной фиксированной выплаты к пенсии.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 2020 г. № 20-П указал на необходимость уточнения положений законодательства в связи с наличием разночтений при рассмотрении вопроса о праве родителей (опекунов) инвалидов с детства после достижения ими совершеннолетия и признания недееспособными, получать повышенную выплату к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием иждивенца.
После достижения инвалидом 18 лет родителю (опекуну) необходимо доказывать факт нахождения инвалида на его иждивении.
При этом нередко суды, сравнив доходы ребенка и родителя и отказывали в такой доплате, если пенсия инвалида оказывалась больше, чем пенсия его родителя.
Законом установлено, в частности, что родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном гособеспечении), повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.
Лицу, которому было установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и которому осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня перерасчета документов, подтверждающих признание инвалида с детства недееспособным, производится перерасчет размера фиксированной выплаты без заявления о перерасчете.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Расширен перечень административных правонарушений в области связи и информации.
В КоАП РФ включен ряд новых статей, устанавливающих административную ответственность за:
- Нарушение требований законодательства к установке технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования либо технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации (статья 13.42);
- Нарушение требований законодательства к обеспечению функционирования точек обмена трафиком либо требований законодательства к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие с иными средствами связи (статья 13.43);
- Неисполнение обязанности по использованию в целях выявления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сетевых адресов, соответствующих доменным именам технических и программных средств (в том числе средств связи), функционирующих в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти требованиями, а также национальной системы доменных имен (статья 13.44);
- Нарушение требований законодательства о централизованном управлении сетью связи общего пользования (статья 13.45);
- Неисполнение обязанности по реализации требований к сетям и средствам связи, используемым для проведения мероприятий уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации (статья 13.46);
- Неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий (статья 19.7.10-3).
Рассмотрение указанных правонарушений закрепляется за судами, а составление протоколов - за должностными лицами Роскомнадзора.
Кроме того, ужесточена административная ответственность за нарушение законодательства РФ в области персональных данных.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 февраля 2023 года.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей»
Внесены уточнения в некоторые законодательные акты в связи с переходом на систему казначейских счетов.
Изменения внесены, в частности:
в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
в Федеральный закон от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»;
в Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.
Действие положений законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Закреплены сроки и порядок внесения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведений предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно поправкам, сроки и порядок внесения в реестр таких сведений, а также внесения в них изменений устанавливаются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 3 октября 2011 г. № 954.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»
Закреплены основания и порядок выдачи временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Установлено, что временное удостоверение личности лица без гражданства выдается в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое данное лицо может выехать при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или реадмиссии.
Внесенными изменениями регламентируется, в числе прочего, порядок выдачи и замены временного удостоверения личности лица без гражданства, срок его действия, административные последствия для лица без гражданства, в отношении которого принято решение о выдаче ему временного удостоверения личности, основания аннулирования выданного удостоверения и последствия такого решения для указанного лица, устанавливаются полномочия МВД России, связанные с выдачей и обращением этого документа.
При наличии временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации трудовая деятельность данной категории лиц может осуществляться без оформления разрешительных документов.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию»
Подписан Закон о «корпоративной вуали» и наделении Банка России полномочиями в отношении лиц, контролирующих финансовые организации.
Необходимость данного законопроекта вызвана сложностью судебных процессов, связанных с сокрытием контролирующими лицами своего имущества при их привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам финансовых организаций-банкротов (наличием так называемой «корпоративной вуали») и последующей невозможностью исполнения судебных актов в части реализации имущественных требований.
Законом вносятся дополнения в профильные законодательные акты, устанавливающие обязанность финансовой организации определять контролирующих ее лиц, и представлять эту информацию в Банк России.
Также, в частности, устанавливаются основания и процедуры привлечения к ответственности контролирующих лиц, действиями (бездействием) которых причинены убытки страховой организации, НПФ или кредитной организации.
Одновременно предусматривается наделение Банка России дополнительными полномочиями, касающимися, в частности:
ведения перечней лиц, контролирующих финансовые организации;
принятия решений о признании лица контролирующим лицом в случае обоснованного предположения о соответствии такого лица установленным признакам (лицо, включенное в перечень, будет вправе обжаловать данное решение с соблюдением обязательного досудебного порядка);
подачи в суд заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (в настоящее время предусматривается возможность подачи заявления о привлечении указанных лиц к ответственности в виде взыскания убытков).
Также Банку России предоставляется право до момента подачи заявления в суд о привлечении к ответственности направить в суд заявление о применении предварительных обеспечительных мер.
Арбитражный суд при установлении Банком России отрицательной величины собственных средств (капитала) финансовой организации вправе принять предварительные обеспечительные меры, предусматривающие наложение ареста на денежные средства, ценные бумаги и недвижимое имущество контролирующих лиц.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 24-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Ужесточена административная ответственность за неповиновение распоряжениям сотрудников правоохранительных органов.
За совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.3 КоАП РФ в виде неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей устанавливается повышенный размер штрафа для граждан в сумме от двух до четырех тысяч рублей (в случае повторного правонарушения - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), а также закрепляется возможность применения к ним административного наказания в виде обязательных работ.
Кроме того, организаторы публичных мероприятий теперь могут быть привлечены к административной ответственности, в том числе, за несоблюдение ими финансовой дисциплины.
Так, нарушение организатором публичного мероприятия порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде повлечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Также определено, что в случае перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенного лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом, размер административного штрафа составит: для граждан - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; для должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 25-ФЗ «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Установлена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием сети Интернет.
Указанное деяние наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Кроме того, новой частью четвертой статьи 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» установлено, что деяния, предусмотренные частями первой, второй, пунктом «а» части третьей данной статьи, если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой, отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел РФ.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Подписан Закон, запрещающий высадку лица, не достигшего возраста 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, при отказе от оплаты проезда.
Закон устанавливает, что в случае выявления должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты, в транспортном средстве лица, нарушившего установленный порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, должностное лицо вправе требовать от нарушившего порядок лица документ, удостоверяющий личность, а такое лицо обязано предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за это нарушение не освобождает лицо от оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, провоза ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади.
Лицо, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним. Данное требование не распространяется на лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, следующее без сопровождения совершеннолетнего лица.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
Новое в аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц: сокращение сроков и приостановление процедуры, досудебное обжалование отказа в аккредитации.
Предусмотрена процедура приостановления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, или прекращения действия аккредитации (в случае, если не представлены необходимые документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению).
Сокращен срок аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации).
Расширены основания для отказа в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации.
Установлено, что могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, в том числе отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица.
Предусмотрено, что за осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 28-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
Терминология Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ приведена в соответствие с НК РФ.
Внесены изменения, предусматривающие передачу налоговыми органами в органы внутренних дел информации об исчисленных и перечисленных (ранее - о начисленных и об уплаченных) суммах НДФЛ в отношении высококвалифицированных специалистов.
Соответствующая информация передается в целях контроля за соблюдением работодателями или заказчиками работ (услуг) условий привлечения и использования высококвалифицированных специалистов.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 29-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
В перечень оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении включено несоблюдение содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, попавших под «регуляторную гильотину».
Установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
 
Федеральный закон от 24.02.2021 № 30-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»
Застрахованные лица вправе обратиться в органы ПФР для включения в ИЛС сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года.
Сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года вносятся в раздел «Сведения о трудовой деятельности» согласно записям, содержащимся в трудовой книжке.
При этом в случае выявления несоответствия (несовпадения) сведений о трудовой деятельности за периоды работы после 1 января 2002 г. со сведениями, учтенными на ИЛС, такие сведения будут включаться в ИЛС с учетом проведения ПФР проверки.
Включение в ИЛС указанной информации предоставит гражданину более высокий уровень сохранности данных о его трудовой деятельности в сравнении с бумажным документом, упростит процедуру представления информации при трудоустройстве или по месту требования.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 31-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о взаимном признании документов, подтверждающих факт установления инвалидности лиц, уволенных из Министерства обороны Республики Южная Осетия и Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия, и лиц, уволенных из Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Россия ратифицировала Соглашение между РФ и Республикой Южная Осетия, регулирующее взаимное признание документов, подтверждающих факт установления инвалидности отдельных категорий военнослужащих.
Соглашение, подписанное в городе Москве 17 марта 2020 года, распространяется на граждан Российской Федерации, уволенных из Министерства обороны Республики Южная Осетия и Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия, а также из Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с прохождением военной службы (службы) на территории Республики Южная Осетия.
Для взаимного признания документов Российская Федерация и Республика Южная Осетия применяют тождества формулировок причин инвалидности и групп инвалидности, предусмотренных законодательством Республики Южная Осетия и Российской Федерации.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 32-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года»
Россией ратифицирован Протокол, вносящий изменения в Конвенцию между правительствами России и Мальты об избежании двойного налогообложения.
Протокол предусматривает увеличение ставки налога до 15% у источника доходов в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвестиций, а также публичных компаний.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»
Уточнены статьи Гражданского кодекса РФ, в которых определение размера стоимости вещи опирается на МРОТ.
Предусмотрено, что:
лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже 3000 рублей (ранее - суммы, соответствующей пятикратному МРОТ), имеет право обратить эти вещи в свою собственность;
для договора хранения между гражданами соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает 10 тысяч рублей (ранее - превышает не менее чем в десять раз установленный законом МРОТ);
при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, если стоимость вещи по оценке превышает 50 тысяч рублей (ранее - сто МРОТ), хранитель вправе после письменного предупреждения продать ее с аукциона.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации»
Работникам с тремя и более детьми до 18 лет разрешено брать ежегодный отпуск в любое удобное для них время.
Ранее такое право предоставлялось многодетным родителям при условии, что все дети младше 12 лет.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 35-ФЗ «О внесении изменений в статьи 80 и 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации»
Информация о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателей лесных насаждений должна исключаться из реестра по истечении двух лет.
В реестр включаются сведения о нарушении законодательства арендаторами и покупателями лесных насаждений, а также информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Конституционным судом РФ статья 98.1 Лесного кодекса РФ была признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяла бессрочно ограничивать права лиц, включенных в реестр.
Принятым законом установлено, что орган, уполномоченный на ведение реестра, исключает из него соответствующую информацию по истечении двух лет с даты ее включения в реестр или по решению суда.
Кроме того, согласно закону информация, содержащаяся в реестре более двух лет на день вступления закона в силу, должна быть исключена из него.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 36-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Ужесточена административная ответственность за отдельные нарушения требований пожарной безопасности.
Установлено, что повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, повлечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Кроме того, определено, что в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, может быть приостановлена на срок до тридцати суток.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 37-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Ужесточена административная ответственность за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
Внесенными в КоАП РФ изменениями существенно увеличены размеры административных штрафов:
за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне установленного агитационного периода, либо в местах, где проведение агитации запрещено законодательством о выборах и референдумах;
за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах;
за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.
Федеральный закон от 09.03.2021 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Ответственность за нарушение условий лицензии на пользование недрами будет наступать независимо от того, пользуются недрами или нет.
В состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, наряду с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, включены действия, нарушающие требования проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законодательно закреплен порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации).
Установлено, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной, к ней не может быть ограничен доступ, если только такая информация не отнесена законодательством РФ к государственной тайне.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):
о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
о радиационной обстановке;
о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
об обращении с отходами производства и потребления;
о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Правила размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) утверждаются Правительством РФ.
Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Корреспондирующие изменения, касающиеся порядка предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) внесены также в Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», в Федеральные законы от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
Принят Закон, направленный на совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение.
Речь идет о хозяйственных обществах, для которых деятельность, имеющая стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не является основной, и связана с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Законом, в частности, предусматривается снятие запрета на совершение сделок, влекущих установление контроля организацией, находящейся под контролем иностранного государства, над указанными обществами или организациями, не имеющими стратегического значения, под контролем которых находятся эти стратегические общества.
Данные сделки подлежат обязательному предварительному согласованию правительственной комиссией в установленным порядке.
Вводится упрощенный порядок принятия решения о предварительном согласовании сделки (или согласования установления контроля), совершаемой иностранным инвестором, при условии его соответствия установленным требованиям.
При упрощенном порядке решение принимает ФАС с учетом заключений Минобороны и ФСБ об отсутствии угрозы обороне страны и безопасности государства, а также Роспотребнадзора, Минэкономразвития и Минстроя.
Одновременно дополняется перечень обязательств, возлагаемых на заявителей о предварительном согласовании сделок (согласовании установления контроля). Это, в том числе: продолжение осуществления вида деятельности, имеющего стратегическое значение, передача в установленный срок прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежащей лицензированию, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для этих видов деятельности, иному лицу с соблюдением требований закона либо в государственную или муниципальную собственность.
Федеральный закон от 09.03.2021 № 41-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Изменены сроки хранения документов, полученных (составленных) при оказании аудиторских услуг.
Согласно закону документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению в течение следующих сроков:
- не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг;
- не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.
Кроме того, вводится положение, согласно которому запрещается хранить документы (копии документов), а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 42-ФЗ «О внесении изменения в статью 2.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Уточнен статус лиц, замещающих должности мировых судей, в части требований и ограничений антикоррупционного характера.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», на лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Внесенными поправками определено, что к лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», и которыми предусматриваются, в том числе, ограничения и обязанности антикоррупционного характера.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ЦИК России, избирательная комиссия субъекта РФ, территориальные избирательные комиссии наделены правом обращения в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения в сети Интернет противоправных агитационных материалов и информации.
Урегулирован порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи и провайдерами хостинга по вопросам принятия мер по ограничению доступа к такой информации и агитационным материалам.
Установлено, что особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией РФ с учетом требований законодательства РФ о выборах и референдумах.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
Операторов обязали отключать сотовую связь в случаях выявления фактов использования абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО и исправительных учреждениях.
Оказание услуг связи по этим абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя прекращается оператором связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находятся данный следственный изолятор или исправительное учреждение.
Оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи в указанных случаях.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, его территориальных органов с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи, а также форма решения о прекращении оказания услуг связи, сроки его принятия и направления операторам связи, сроки прекращения оказания услуг связи по указанным абонентским номерам устанавливаются Правительством РФ.
 
Федеральный закон от 09.03.2021 № 45-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.1 и 3.3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Расширен перечень полномочий органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма.
Согласно внесенным изменениям, органам государственной власти Российской Федерации в сфере туризма предоставляются полномочия по утверждению методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъекта РФ и муниципальных программ развития туризма.
Органы местного самоуправления, в свою очередь, наделяются правом на разработку, утверждение (одобрение) и реализацию муниципальных программ развития туризма.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 46-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года»
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства АЭС.
Протокол, подписанный в городе Москве 14 июля 2020 года, в частности, предусматривает следующие условия реструктуризации белорусских обязательств:
продление периода использования кредита на 2 года - до конца 2022 года;
перенос даты начала погашения основного долга по кредиту с 1 апреля 2021 г. на 1 апреля 2023 г.;
замена действующей «смешанной» процентной ставки по кредиту на фиксированную процентную ставку в размере 3,3% годовых.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 47-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений»
Россия ратифицировала Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений, подписанное в городе Минске 28 октября 2016 года.
Целью Соглашения являются сотрудничество государств - участников СНГ в области карантина растений, разработка совместных мер по повышению карантинной фитосанитарной безопасности и уровня защищенности территорий государств - участников Соглашения от заноса и распространения карантинных объектов, по снижению причиняемых ими потерь, а также по устранению препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору).
В соответствии с Соглашением, уполномоченные органы Сторон проводят карантинный фитосанитарный контроль (надзор) подкарантинной продукции при ввозе, вывозе и транзите подкарантинной продукции согласно законодательству государств - участников Соглашения.
К подкарантинной продукции относятся растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка.
Каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска должна соответствовать фитосанитарным требованиям в области карантина растений импортирующего государства - участника Соглашения и сопровождаться фитосанитарным сертификатом по образцу, установленному Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года в редакции 1997 года, выдаваемым уполномоченным органом экспортирующего государства - участника настоящего Соглашения.
Стороны через свои уполномоченные органы обмениваются:
информацией о выявлении и распространении карантинных объектов на территории их государств, а также о принимаемых в связи с этим фитосанитарных мерах и мерах борьбы с карантинными объектами;
текстами нормативных правовых актов в области карантина растений и других документов, регулирующих ввоз и вывоз подкарантинной продукции, данными о результатах научных исследований в области карантина растений.
Стороны также выполняют совместные научно-исследовательские работы, включая проведение обследований, осуществляют обмен агентами биологической борьбы и коллекциями карантинных объектов в научно-исследовательских и диагностических целях, проводят испытания феромонов карантинных объектов, оказывают друг другу научную и техническую помощь в области карантина растений.
Соглашение заключается на неопределенный срок. Для государств - участников Соглашения с даты его вступления для них в силу прекращает свое действие Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений от 13 ноября 1992 года.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
С 1 января 2022 года вводится единый федеральный реестр турагентов, субагентов.
В реестр турагентов будут включаться, в том числе:
- сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между туроператором и турагентом, по которому туроператор поручает продвижение и реализацию туристского продукта, включая указание сферы туризма, в которой поручаются продвижение и реализация туристского продукта (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), даты заключения и срока действия такого договора, а также указание на возможность (невозможность) передачи турагентом исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта субагенту;
- сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между турагентом и субагентом, по которому турагент передает исполнение поручения на продвижение и реализацию туристского продукта, даты заключения и срока действия такого договора;
- реестровый номер турагента в реестре турагентов.
Сведения о турагенте, субагенте формируются в реестре турагентов автоматически на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между туроператором и турагентом, даты заключения и срока действия такого договора, а также указание на возможность (невозможность) заключения турагентом такого договора с субагентом, формируются туроператором в реестре турагентов самостоятельно не позднее чем через три рабочих дня со дня заключения такого договора.
Внесение сведений о турагенте в реестр турагентов осуществляется туроператором в электронной форме с использованием личного кабинета туроператора на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет».
Сведения о наличии договора на продвижение и реализацию туристского продукта между турагентом и субагентом, по которому турагент передает поручение на продвижение и реализацию туристского продукта, формируются турагентом в реестре турагентов самостоятельно не позднее чем через три рабочих дня со дня заключения такого договора.
Внесение сведений о субагенте в реестр турагентов осуществляется турагентом в электронной форме с использованием личного кабинета турагента на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет». При этом туроператор должен подтвердить в реестре турагентов право субагента на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором.
Продвижение и реализация туристского продукта турагентом, субагентом допускаются при условии наличия сведений о турагенте, субагенте в реестре турагентов.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
В течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона туроператоры обязаны внести в единый федеральный реестр турагентов, субагентов сведения о турагентах, а турагенты - о субагентах, с которыми заключены договоры, предусматривающие передачу исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта.
Осуществление турагентской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре турагентов, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Осуществление турагентом деятельности по продвижению и реализации туристского продукта при отсутствии в реестре турагентов сведений о заключении между турагентом и туроператором, договора на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Передача турагентом исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта при отсутствии у турагента права на такую передачу влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Осуществление субагентом деятельности по продвижению и реализации туристского продукта при отсутствии в реестре турагентов сведений о заключении между субагентом и турагентом договора, предусматривающего передачу исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Расширен перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями СК России.
Указанный перечень дополнен преступлениями, совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Также уточнено, что по уголовным делам об отдельных преступлениях, выявленных органами Федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения РФ, предварительное следствие может производиться следователями органов ФСБ России.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 50-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
С 1 апреля 2021 года на 1 января 2022 года перенесен срок вступления в силу порядка идентификации заявителя при выдаче удостоверяющим центром сертификатов ключей проверки электронных подписей.
Напомним, что согласно указанному порядку идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата либо посредством идентификации заявителя - гражданина РФ с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или путем предоставления сведений из ЕСИА и информации из ЕБС. При этом в случае, если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения идентификации без личного присутствия отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации. Создание сертификатов ключей проверки электронных подписей и выдача таких сертификатов заявителям в отношении усиленных неквалифицированных электронных подписей также могут осуществляться при определении лица, подающего заявление в электронной форме без личного присутствия с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством РФ, и при условии организации взаимодействия удостоверяющего центра с ЕСИА, гражданами (физическими лицами) и организациями с применением прошедших процедуру оценки соответствия средств защиты информации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
В целях совершенствования системы подготовки творческих кадров установлены особенности регулирования деятельности детских школ искусств.
В соответствии с законом для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел».
Прием на обучение по программам среднего профессионального образования в области искусств будет осуществляться на основании результатов вступительных испытаний.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, наделен полномочиями по установлению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 52-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Отменены возрастные ограничения для гражданских служащих, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе и замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, срок гражданской службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет.
Внесенными изменениями установлено, что на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Уточнены основания для прекращения выплаты пенсии иностранным гражданам, а также продлен срок эксперимента по использованию электронных кадровых документов.
Ранее основанием для прекращения выплаты пенсии являлось непредставление пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство.
В соответствии с принятым законом теперь таким основанием будет поступление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сведений об аннулировании вида на жительство в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Пенсионный фонд РФ будет получать сведения о первичной выдаче, замене или об аннулировании вида на жительство из единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации.
Кроме того, принятым законом внесено изменение, согласно которому эксперимент по использованию в электронном виде без дублирования на бумажном носителе документов, связанных с работой, продлен по 15 ноября 2021 года включительно.
Закон вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением положения о продлении срока эксперимента. Данное положение вступает в силу со дня официального опубликования закона.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 54-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
С 1 июля 2021 года вводятся штрафные санкции за продажу отдельных видов технически сложных товаров с нарушением обязательных требований по предустановке российского программного обеспечения.
Продажа отдельных видов технически сложных товаров с нарушением требования об обеспечении предустановки программного обеспечения, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства - члены Евразийского экономического союза, повлечет наложение штрафа: на должностных лиц - в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 55-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Уточнены положения о привлечении к административной ответственности по статье 19.7.1 КоАП РФ.
Статья 19.7.1. КоАП предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий госконтроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов), если обязательность их представления предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Помимо цен (тарифов) государственному регулированию подлежат также, в частности сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, плата за технологическое присоединение и т.д.
Предусмотренная КоАП РФ ответственность за непредставление (представление недостоверных) сведений, связанных исключительно с тарифами, влечет возможность злоупотребления правом со стороны хозяйствующих субъектов.
В этой связи законом вносятся изменения, направленные на уточнение понятийного аппарата.
Административная ответственность будет наступать за непредставление, несвоевременное представление, представление заведомо недостоверных сведений, если обязательность их представления предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области» и статью 3 Федерального закона «Об упразднении Климовского городского суда Московской области»
Сокращены сроки вступления в силу норм об упразднении отдельных судов Московской области.
Речь идет о сокращении с одного года до ста восьмидесяти дней сроков вступления в силу положений федеральных законов, касающихся упразднения:
Климовского городского суда с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Подольского городского суда;
Лотошинского и Шаховского районных судов с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Волоколамского городского суда, и образования в составе Волоколамского городского суда постоянных судебных присутствий в рабочих поселках Лотошино и Шаховская.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Федеральный закон от 24.03.2021 № 57-ФЗ «О внесении изменений в статьи 81.1 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Внесены изменения в УПК РФ, исключающие двоякое толкование понятия «преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности».
Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 315-ФЗ было внесено изменение в часть первую.1 статьи 108 УПК РФ, раскрывающее понятие «преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности» посредством замены его формулировкой «преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности».
При этом понятие «преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности» продолжало использоваться в части первой статьи 81.1 УПК РФ, определяющей порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, и в части четвертой.1 статьи 164 УПК РФ, устанавливающей общие правила производства следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных теми же статьями особенной части УК РФ, которые указаны в части первой.1 статьи 108 УПК РФ.
Внесенными настоящим Федеральным законом изменениями содержание части первой статьи 81.1 и части четвертой.1 статьи 164 УПК РФ приведено в соответствие с частью первой.1 статьи 108 УПК РФ.
 
 
 
 
15 июля 2021 г.
Поделиться ВКонтакте