Обязательные расходы областного бюджета исполнены в полном объеме. Несмотря на большой объем социальных задач, сохранены, а по отдельным направлениям существенно увеличены инвестиции. Каждый третий бюджетный рубль вложен в экономику. К такому выводу пришли участники публичных слушаний по итогам исполнения областного бюджета-2023.
Обсуждение главного финансового документа состоялись сегодня в областной Думе. В публичных слушаниях приняли участие депутаты, представители муниципалитетов, департаментов, прокуратуры, Контрольно-счетной палаты, налоговой службы, Общественной палаты, профсоюзов.
«Финансы являются кровеносной системой всего организма нашего общества, нашей Костромской области, поэтому эффективное и правильное использование средств, в том числе направленных на обеспечение социальных гарантий, на стабильность в обществе, на развитие региона - это главная задача. И сейчас, рассматривая исполнение бюджета, мы должны понимать, что впереди у нас следующий этап - подготовка главного финансового документа на следующую трехлетку. И если что-то не получилось, что-то забуксовало, то нам необходимо это учитывать. Поэтому считаю, что это справедливая, объективная и правильная норма - рассматривать исполнение бюджета на публичных слушаниях», - отметил председатель Костромской областной Думы Алексей Анохин.
В течение 2023 года в областной бюджет изменения вносились четыре раза. В результате доходы региональной казны оставили 54,4 млрд рублей. Это на 10 % больше по сравнению с 2022 годом. Почти 67% доходов - 36,4 млрд рублей - область заработала самостоятельно в виде налоговых и неналоговых доходов. Региону удалось обеспечить положительную динамику поступлений. По сравнению с 2022 годом, рост собственных доходов составил 24 %. Наиболее существенно увеличились поступления по налогу на прибыль, в основном за счет обрабатывающей промышленности и финансовых организаций, налогу доходы физических лиц, налогу на имущество организаций.
Из федерального бюджета поступило 17, 1 млрд рублей. В основном это целевые средства на социальные выплаты, образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, строительство жилья, благоустройство.
По расходам областной бюджет исполнен в сумме 56,1 млрд рублей, По сравнению с 2022 годом, расходы увеличились на 7,2 %. Наибольший удельный вес составляют расходы по разделам социальной направленности.
В социальную политику вложено 9, 6 млрд рублей. В основном средства направлены на социальную поддержку жителей области, обеспечение всего комплекса установленных мер помощи, в том числе – выплат, льгот, реабилитации. Увеличено финансирование расходов на обеспечение жильем детей-сирот, расширены меры соцподдержки на газификацию. В образование направлено 10,4 млрд рублей. Отдельное внимание было уделено таким задачам, как строительство новых зданий школ, обновление ресурсной базы образовательных учреждений и областных организаций отдыха и оздоровления детей. В культуру вложено 1, 1 млрд рублей. Отличием 2023 года стал запуск новых направлений нацпроекта «Культура» по техническому оснащению и капремонту областных и муниципальных музеев.
5, 3 млрд рублей направлено в здравоохранение. Профинансирован ряд новых направлений, в том числе - специальные социальные выплаты медицинским работникам. А также стартовавшие в 2023 году федеральные проекты «Борьба с сахарным диабетом» и «Расширенный неонатальный скрининг». В необходимом объеме обеспечены расходы на льготное лекарственное обеспечение жителей области, продолжена реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Финансисты отмечают, что в 2023 году, несмотря на большой объем социальных задач, сохранены, а по отдельным направлениям существенно увеличены инвестиционные вложения. Расходы экономического характера составили почти 19,9 млрд рублей. Это фактически каждый третий бюджетный рубль.
В сельское хозяйство вложено 953 млн рублей. Появились новые направления поддержки аграриев - стимулирование увеличения производства картофеля и овощей, проведения гидромелиоративных мероприятий.Продолжено развитие дорожного хозяйства. Расходы этой отрасли составили 11, 3 млрд рублей. В том числе, для опережающего обеспечения работ по приведению в нормативное состояние автодорог, область получила льготный кредит из федерального бюджета в объеме 500 млн рублей. До 2 млрд рублей, или в три раза по сравнению с 2022 годом увеличено финансирование сферы транспорта. В первую очередь - для обеспечения начатой 1 июля 2023 года транспортной реформы в Костроме, а также выполнения инфраструктурного проекта по приобретению общественного транспорта для Костромы. Кроме того, привлечен специальный казначейский кредит в сумме 300 млн рублей на закупку новых пассажирских автобусов для муниципалитетов Костромской области. Расходы на ЖКХ составили почти 3,7 млрд рублей. Продолжено переселение граждан из аварийного жилья, обеспечена реализация проекта «Чистая вода». Увеличены темпы работ по модернизации коммунальной инфраструктуры региона, в том числе благодаря привлечению целевого казначейского кредита в сумме 1,5 млрд рублей.
Бюджетам муниципальных образований в 2023 году предоставлено более 22,5 млрд рублей, что больше 2022 года почти на 19 %. Средства направлены на подготовку к отопительному сезону, ремонт и оснащение учреждений соцсферы, проведение противопожарных мероприятий и другие первоочередные расходы.
«При формировании областного бюджета на 2023 год мы исходили из осторожных оценок по поступлению налоговых и неналоговых доходов. Оказалось, что зря. И сегодня мы констатируем это с удовольствием. Первоначально налоговые и неналоговые доходы были запланированы в сумме 29, 2 млрд рублей. Увеличение произошло по налогу на прибыль, по НДФЛ, по «упрощенке». Это три вида налогов, которые локомотивом двинули наш бюджет вперед. Что касается расходов, здесь основные приоритеты остались прежними – социальная сфера и поддержка муниципальных образований. Расходы на помощь местным бюджетам и соцсферу составили 34, 1 млрд рублей. Более 40 % бюджета направлено в округа, районы и города области. Сейчас уже фактически началась работа по формированию бюджета на 2025 год и именно сейчас вырабатываются подходы по обеспечению ресурсных возможностей бюджета. С учетом изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, мы вступаем в новый налоговый цикл. При формировании бюджета нам необходимо это учитывать. Часть средств, которые будут собраны дополнительно, пойдут на реализацию национальных целей. Национальные проекты реализуются на местах, и мы эти средства ждем, чтобы продолжить политику развития региона», - прокомментировал председатель комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Олег Скобелкин.
Участники слушаний порекомендовали администрации области обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов с учетом изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, обеспечить эффективное и своевременное использование средств по национальным проектам, продолжить работу по поддержке инвестиционной активности, обеспечить в полном объеме финансирование принятых областью социальных обязательств, Муниципальным образованиям рекомендовано продолжить работу по укреплению доходной базы, принять меры по организации качественного и эффективного исполнения местных бюджетов и снижению размера муниципального долга, продолжить реализацию проектов развития, основанных на общественных инициативах.Костромской областной Думе совместно с администрацией области участники слушаний рекомендовали продолжить работу по совершенствованию законодательства, регулирующего бюджетный процесс, межбюджетные отношения.
Исполнение областного бюджета также рассмотрят областные депутаты на комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, а 3 июля – на заседании Костромской областной Думы.