Сорок пять вопросов обсудили депутаты областного парламента на очередном июньском, заседании Думы. Десять из них были дополнительно внесены перед заседанием.
Рассмотрен целый блок вопросов, связанных с бюджетной темой - проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2007г., об итогах социально-экономического развития региона в 2007г. Обсуждены поправки в Закон «Об областном бюджете на 2008г.» и в бюджет областного фонда обязательного медицинского страхования. Также заслушана информация администрации области об исполнении главного финансового документа региона за 1 квартал 2008 года.
Парламентарии обсудили итоги прошедшего отопительного сезона и обозначили задачи по подготовке к новому осенне-зимнему периоду.
Вопросы социальной направленности снова оказались в центре внимания депутатов. Они одобрили концепцию законов «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области», «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на питание обучающихся 1-9 классов муниципальных общеобразовательных учреждений», «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий», обсудили поправки в документы, касающиеся дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот, обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и малышей до трёх лет.
Целый блок законов, направленный на поддержку семьи в Костромской области, был принят депутатским корпусом на июньском заседании регионального парламента.
Многодетные семьи, где воспитываются трое и более детей, уже с июля смогут рассчитывать на определенные льготы.
Закон, касающийся мер поддержки таких многодетных семей, принят в первом чтении.
С его вступлением в силу субсидия на ребенка - школьника станет 460 рублей, а не 180 как было ранее. Дошколенок, не посещающий детсад, обойдется бюджету в 500 рублей ежемесячно. Еще по сто рублей добавят ему на лекарственное обеспечение. Вместе с тем семья получит 30% льготу за коммунальные услуги и единовременную помощь при поступлении ребенка в детсад и школу, по три и пять тысяч соответственно. А если в семье растут трое и более близнецов – тогда ей полагается ежегодно по 3000 рублей на каждого. Причем, меры соцподдержки будут оказываться семьям вне зависимости от их материального благосостояния.
В общей сложности в результате дополнительных мер поддержки среднемесячный размер поддержки увеличится более чем в два раза. В текущем году в областном бюджете запланировано на эти цели 10 миллионов рублей. В следующем же эти цифры предполагают увеличить в пять раз.
Депутаты уверены, что принятие закона позволит значительно повысить эффективность государственной системы социальной защиты материнства и детства на территории региона.
Дополнительные меры поддержки получат и семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий в Афганистане, Чеченской республике и других горячих точках.
В Костромской области сегодня их проживает 126 человек. Родители, вдовы (вдовцы), нетрудоспособные члены семьи погибшего, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца, будут получать ежеквартальную денежную выплату, один раз в год адресную материальную помощь одному из членов семьи, 50% денежную компенсацию на абонентскую плату за телефон и транспорт. Депутаты отмечают, что эти люди действительно нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки, и закон позволит улучшить материальное положении семей, потерявших близких.
С 1 июля увеличатся размеры выплат на содержание детей в приемных семьях и семьях опекунов, существенно повысится и размер заработной платы приемных родителей. Соответствующий закон принят в окончательной редакции. Парламентарии считают, что документ будет способствовать созданию более благоприятных условий для преодоления социального сиротства на территории региона. Уменьшится число детей, воспитывающихся в интернатах, наши земляки будут активнее принимать в семьи детей-сирот.
Кредитная задолженность муниципалитетов стала главным вопросом в ходе рассмотрения закона об исполнении бюджета за 2007 год и обсуждения информации об исполнении основного финансового документа за первый квартал нынешнего года.
Депутатами отмечено, что в 2007 году формирование бюджетной и налоговой политики происходило в рамках продолжения соответствующей реформы, и за последние три года основные параметры главного финансового документа выросли. Если в 2005 году доходы и расходы составляли 6млрд, 208 млн. рублей и 6 млрд. 885 млн. рублей, то по итогам 2007 года цифры таковы: доходы - 10 млрд. 508 млн., расходы – 11 млрд. 376 млн. рублей. До профицита еще далеко, но в регионе делается все, чтобы показатели «вышли в плюс» как можно быстрей.
В минувшем году увеличилась доходная часть бюджетов всех уровней, в местные бюджеты были переданы дополнительные средства из областной казны, увеличены объемы фондов финансовой поддержки муниципальных образований. А вот ответной реакции из муниципалитетов не наблюдается.
Сумма их основного долга по бюджетным кредитам за 2007 год возросла в среднем в 1,9 раза, только сумма пени за несвоевременный возврат составила свыше 95 млн. рублей. Та же тенденция наблюдается и в первом квартале нынешнего года – задолженность гасится медленно, и жизнь в кредит для многих муниципалитетов стала в последнее время единственной формой существования.
Эти цифры не могли не насторожить депутатов, тем более что вопросы несвоевременной выплаты долгов муниципалитетами не раз поднимались на совещаниях различного уровня.
Уже сегодня 19 муниципалитетов по всем показателям могут быть признаны банкротами, и на их территории может быть введено внешнее управление. Эта мера применяется, если задолженность по исполнению долговых обязательств превышает 30% собственных доходов.
По словам председателя комитета по бюджету, банкам, финансам и налогам Ивана Корсуна, у многих кандидатов в банкроты кредитные долги в несколько раз превышают годовые бюджеты, и как выбраться из долговой ямы они не представляют.
Рост задолженности произошел в результате систематического несоблюдения муниципальными образованиями сроков возврата бюджетных кредитов, предусмотренных договорами. 8 муниципальных образований не исполнили обязательства по соглашениям, что повлекло начисление пени на сумму свыше 19 миллионов рублей.
Депутаты уверены, что в регионе необходимо в срочном порядке разработать антикризисные мероприятия по финансовому оздоровлению и внедрить их на практике. Районам необходимо учиться хозяйствовать, грамотно распоряжаться имеющимися средствами.
Вопрос введения внешнего управления остается открытым, а ситуация - под жестким контролем депутатского корпуса до конца года.
Задача по удвоению доходной части главного финансового документа региона - выполнима. Такой оптимистичный прогноз прозвучал в ходе обсуждения исполнения областного бюджета за 1 квартал 2008 года на заседании регионального парламента.
В областную казну за первые три месяца этого года поступило свыше 4 млрд. рублей, что на 60,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого. В основном доходы увеличились за счет налога на прибыль организаций и физических лиц, сборов по акцизам и подакцизным товарам. Немаловажную роль сыграл тот факт, что предприниматели выводят из тени зарплаты. Впервые наметился профицит бюджета – почти 986 млн. рублей. Депутаты отметили, что цифры эти говорят о том, что у региона есть потенциал и возможности выбраться из списка глубоко дотационных регионов. Но вместе с тем намеченные средства использовались не в полной мере. Не направлялись деньги на реализацию областной целевой программы «Социальное развитие села», не освоены средства и департаментом топливно-энергетического комплекса, плановые назначения по жилищно-коммунальному хозяйству освоены лишь на 26,1 %, на 10,2 % профинансировано проведение весенних полевых работ по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство». Основная причина – несвоевременная подготовка нормативных документов по финансированию некоторых направлений расходной части бюджета.