Образование: проблемы и перспективы
Проблемы и перспективы  развития высшего профессионального образования в Костромской области в свете Болонского процесса были в центре внимания «круглого стола», проведенного 14 марта в областной Думе. Инициатор заседания «круглого стола»- комитет по науке, образованию, культуре и спорту, возглавляемый Ю.П. Кудрявцевым,- к обсуждению этого вопроса пригласил ректоров государственных вузов, руководителей  департаментов образования, государственной службы занятости администрации области.
Одним из основных положений Болонского процесса объявлено создание европейского пространства высшего образования, т.е. переход с традиционной системы подготовки специалистов на многоуровневую – бакалавр-магистр. Обсуждая образовательные новации, ректоры были едины во мнении, что  введение европейского метода подготовки кадров преждевременно. Он  ломает  устоявшуюся  систему подготовки специалистов для экономики и социальной сферы области. Новые государственные образовательные стандарты, делая ставку на бакалавров и магистров, «не прописывают» их на рынке труда. Не дается точного определения, кем они будут работать, сколько получать денег.
Продвижение европейской системы образования способно подорвать социальную стабильность, нанести ущерб содержанию вузовской инфраструктуры. Сегодня в области функционируют 4 государственных учреждения высшего профессионального образования, 4 вузовских филиала. В учреждениях высшей школы обучается около 22 тысяч студентов, ежегодно по всем формам обучения выпускается более 3 тысяч специалистов, работает около 2 тысяч преподавателей. Всего же в этой сфере задействовано около 40 тысяч человек.
 В Болонском процессе не отводится места  среднему профессиональному образованию. А между тем, возрождающаяся промышленность  остро нуждается в рабочих кадрах, которые получают подготовку в профтехобразовании. В 20 учреждениях профтехобразования  обучается более 11 тысяч студентов, ежегодно выпускается более 3 тысяч специалистов. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в нашем регионе активно взаимодействуют, как правило, по организации приема выпускников родственных специальностей, повышения квалификации преподавателей.
 Негативно отразятся на образовательном процессе вносимые Государственной Думой поправки в Бюджетный кодекс. С их утверждением внебюджетные средства вузов будут уходить в пользу государства. Сегодня эти деньги используются вышей школой на развитие науки, международных связей, материальную поддержку студентов.
Речь шла о том, что в условиях дефицитного финансирования со стороны федерации, отсутствия помощи  со стороны региона  сложно реагировать на изменяющийся рынок труда. К тому же необходимы профессиональный мониторинг социально-экономического развития области на ближнюю и дальнюю перспективу, изучение потребности в востребованных завтра профессиях. Участники разговора акцентировали внимание на низких зарплатах начинающих преподавателей, на отсутствии для них жилья, на необходимости поддержки студенческих профилакториев,  на предоставлении  льготы для вузов  по налогу на землю, имущество.
По общему мнению участников «круглого стола», решение  практически  всех проблем  невозможно без участия законодателей.
Подводя итог заседанию, председатель комитета по науке,  образованию, культуре и спорту  Ю.П. Кудрявцев отметил, что соответствующие обращения и рекомендации будут направлены в органы федеральной власти, к руководителям партийных фракций в Государственной Думе, к исполнительной власти региона. Словом, депутаты намерены использовать все свои возможности  и  правовые рычаги, что бы поддержать высшую школу, обеспечить её развитие в нтересах настоящего и будущего Костромской области.

Для печати 15 марта 2007 г.
Поделиться ВКонтакте