Депутаты законодательного собрания, представители департаментов, руководители  детских учреждений  проанализировали ситуацию с дополнительным образованием в регионе:  каков социальный статус этих учреждений,  какова их сеть, чей и какой заказ они выполняют, на кого ориентированы, а  также  организационное, финансовое и кадровое обеспечение.
Дополнительное образование в Костромской области - это семьдесят два  учреждения, отвлекающие от влияния улицы семьдесят два процента школьников.  Кроме того,  еще около 20 тысяч ребятишек  занимаются в  школьных кружках по интересам.
Но, несмотря на неплохие цифровые показатели по ЦФО (а Костромская область числится в пятерке сильнейших), учреждениям дополнительного образования приходится  просто выживать.
В системе образования, дополнительное  всегда расценивалось согласно названию, а значит, и финансирование, и проблемы его разрешались по остаточному принципу. Ведь даже в законе образовательным считается процесс, где выдаются дипломы и свидетельства, выполняются образовательные государственные стандарты.
Между тем, по статистике, каждый третий ребенок выбирает ту профессию, ту область знаний, которая ему полюбилась, оказалась близкой.  И эта любовь, как правило, прививается не на уроках в общеобразовательной школе, а  в кружках по интересам.
Прискорбно, но последние годы сеть  учреждений дополнительного образования несколько сократилась, и тенденции  не обещают изменения  к лучшему.  Да и федеральное законодательство, разграничившее властные полномочия, иногда просто-напросто словно забивает «последний гвоздь». 
Но сегодня в непростой социально- экономической обстановке в стране дополнительное образование детей должно иметь государственные гарантии.  Пока они призрачны.  Нет даже  соответствующего закона.  Такое положение дел не устраивает никого – ни чиновников, ни руководителей этих самых учреждений, ни родителей, ни детей.
«Мы должны тщательно обсудить все проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования детей в регионе, и комитет готов поддержать эту работу, - отметил председатель профильного комитета  Костромской областной Думы Юрий Кудрявцев. Наша задача - объединить усилия на межведомственном уровне в интересах детей. Необходимо создать условия, механизмы  сохранения  и устойчивого развития  системы дополнительного образования  детей в Костромской области, чтобы обеспечить качество, доступность и эффективность  дополнительного образования».
Это  зависит от успешного и эффективного взаимодействия  курирующих  его департаментов.
И здесь  в нашем регионе пока проблемы.  Впрочем, как и с кадрами, и их зарплатами, нагрузкой, образовательными стандартами и результатами. 
После принятия 131-го Закона, ответственность за финансирование учреждений дополнительного образования была целиком и полностью возложена на муниципалитеты. Субъекты Федерации могут лишь «предусматривать дотации на эти цели при наличии достаточных средств». Но, как известно, лишних денег никогда не бывает, особенно в бюджетах. Муниципалитеты реально финансировать дополнительное образование в прежних объемах не готовы. Владимир  Захаров, председатель комитета по физкультуре и спорту Костромской области, привел наглядный пример, как потеряли  школу олимпийского резерва, переведя ее в разряд обычной ДЮСШ.     
Не  решит проблему и укрупнение малокомплектных учреждений с численностью учащихся менее 100 человек. В нашем регионе  особенно из-за неравномерности плотности населения. По словам Ольги Рыжовой, начальника  отдела художественного образования и информационной деятельности департамента культуры,  более половины  учреждений дополнительного образования  в области можно считать малокомплектными, и в небольших населенных пунктах  это представлено работой одного-двух кружков в сельском клубе.
Не обошли, конечно же зарплаты и льготы. Их как первоочередные проблемы  обозначали практически все участники «круглого стола».  Как отметил Анатолий Драничников, заместитель начальника департамента образования и науки Костромской области,  этих педагогов надо бы уравнять и в льготах с учителями образовательных школ, и повысить зарплаты. И это  будет сделано со временем. О подготовке кадров и привлечении их на работу с детьми молодежи,  а также  о необходимости внесения этой категории педагогов в различные областные программы  беспокоился Владимир Ревуцкий,  директор областного  учебно-методического центра. А Татьяна Соболева, директор центра дополнительного образования  «Паново» подметила, что  мы  скоро потеряем практический интеллект, который сегодня привносится в систему дополнительного образования детей людьми, не имеющими педагогического образования. Как правило, это мужчины-преподаватели  по техническим наукам. Они уже практически ушли из общеобразовательных  учреждений,  теперь это грозит кружкам и клубам.  Людей необходимо возвращать к детям. И тезис, что все работающие в системе дополнительного образования детей должны иметь педагогическое образование, кажется опасным.

Предстоит еще многое.  И если на региональном уровне невозможно изменить ситуацию с  финансированием, необходимо рационально использовать имеющиеся  денежные средства.  - Дело не в деньгах и их количестве (большего не будет),   а в том, как рационально использовать имеющиеся средства.  Дело не в талантливых педагогах ( они есть), а в том, каким образом привлечь их, - подытожил Юрий Кудрявцев.
Собравшиеся уверены, что в сфере дополнительного образования  необходимо уходить от управления затратами к управлению результатами. Нужен грамотный мониторинг этих учреждений.  А еще – просто как воздух необходима областная межотраслевая  программа по дополнительному образованию. Пока в Государственной Думе идет работа над соответствующим законопроектом, в регионах  необходимо не дать умереть этому образованию,  найти  свои пути  для его выживания и развития.

Для печати 14 июня 2007 г.
Поделиться ВКонтакте