Депутаты законодательного собрания, представители департаментов, руководители детских учреждений проанализировали ситуацию с дополнительным образованием в регионе: каков социальный статус этих учреждений, какова их сеть, чей и какой заказ они выполняют, на кого ориентированы, а также организационное, финансовое и кадровое обеспечение.
Дополнительное образование в Костромской области - это семьдесят два учреждения, отвлекающие от влияния улицы семьдесят два процента школьников. Кроме того, еще около 20 тысяч ребятишек занимаются в школьных кружках по интересам.
Но, несмотря на неплохие цифровые показатели по ЦФО (а Костромская область числится в пятерке сильнейших), учреждениям дополнительного образования приходится просто выживать.
В системе образования, дополнительное всегда расценивалось согласно названию, а значит, и финансирование, и проблемы его разрешались по остаточному принципу. Ведь даже в законе образовательным считается процесс, где выдаются дипломы и свидетельства, выполняются образовательные государственные стандарты.
Между тем, по статистике, каждый третий ребенок выбирает ту профессию, ту область знаний, которая ему полюбилась, оказалась близкой. И эта любовь, как правило, прививается не на уроках в общеобразовательной школе, а в кружках по интересам.
Прискорбно, но последние годы сеть учреждений дополнительного образования несколько сократилась, и тенденции не обещают изменения к лучшему. Да и федеральное законодательство, разграничившее властные полномочия, иногда просто-напросто словно забивает «последний гвоздь».
Но сегодня в непростой социально- экономической обстановке в стране дополнительное образование детей должно иметь государственные гарантии. Пока они призрачны. Нет даже соответствующего закона. Такое положение дел не устраивает никого – ни чиновников, ни руководителей этих самых учреждений, ни родителей, ни детей.
«Мы должны тщательно обсудить все проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования детей в регионе, и комитет готов поддержать эту работу, - отметил председатель профильного комитета Костромской областной Думы Юрий Кудрявцев. Наша задача - объединить усилия на межведомственном уровне в интересах детей. Необходимо создать условия, механизмы сохранения и устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Костромской области, чтобы обеспечить качество, доступность и эффективность дополнительного образования».
Это зависит от успешного и эффективного взаимодействия курирующих его департаментов.
И здесь в нашем регионе пока проблемы. Впрочем, как и с кадрами, и их зарплатами, нагрузкой, образовательными стандартами и результатами.
После принятия 131-го Закона, ответственность за финансирование учреждений дополнительного образования была целиком и полностью возложена на муниципалитеты. Субъекты Федерации могут лишь «предусматривать дотации на эти цели при наличии достаточных средств». Но, как известно, лишних денег никогда не бывает, особенно в бюджетах. Муниципалитеты реально финансировать дополнительное образование в прежних объемах не готовы. Владимир Захаров, председатель комитета по физкультуре и спорту Костромской области, привел наглядный пример, как потеряли школу олимпийского резерва, переведя ее в разряд обычной ДЮСШ.
Не решит проблему и укрупнение малокомплектных учреждений с численностью учащихся менее 100 человек. В нашем регионе особенно из-за неравномерности плотности населения. По словам Ольги Рыжовой, начальника отдела художественного образования и информационной деятельности департамента культуры, более половины учреждений дополнительного образования в области можно считать малокомплектными, и в небольших населенных пунктах это представлено работой одного-двух кружков в сельском клубе.
Не обошли, конечно же зарплаты и льготы. Их как первоочередные проблемы обозначали практически все участники «круглого стола». Как отметил Анатолий Драничников, заместитель начальника департамента образования и науки Костромской области, этих педагогов надо бы уравнять и в льготах с учителями образовательных школ, и повысить зарплаты. И это будет сделано со временем. О подготовке кадров и привлечении их на работу с детьми молодежи, а также о необходимости внесения этой категории педагогов в различные областные программы беспокоился Владимир Ревуцкий, директор областного учебно-методического центра. А Татьяна Соболева, директор центра дополнительного образования «Паново» подметила, что мы скоро потеряем практический интеллект, который сегодня привносится в систему дополнительного образования детей людьми, не имеющими педагогического образования. Как правило, это мужчины-преподаватели по техническим наукам. Они уже практически ушли из общеобразовательных учреждений, теперь это грозит кружкам и клубам. Людей необходимо возвращать к детям. И тезис, что все работающие в системе дополнительного образования детей должны иметь педагогическое образование, кажется опасным.
Предстоит еще многое. И если на региональном уровне невозможно изменить ситуацию с финансированием, необходимо рационально использовать имеющиеся денежные средства. - Дело не в деньгах и их количестве (большего не будет), а в том, как рационально использовать имеющиеся средства. Дело не в талантливых педагогах ( они есть), а в том, каким образом привлечь их, - подытожил Юрий Кудрявцев.
Собравшиеся уверены, что в сфере дополнительного образования необходимо уходить от управления затратами к управлению результатами. Нужен грамотный мониторинг этих учреждений. А еще – просто как воздух необходима областная межотраслевая программа по дополнительному образованию. Пока в Государственной Думе идет работа над соответствующим законопроектом, в регионах необходимо не дать умереть этому образованию, найти свои пути для его выживания и развития.
- Общая информация
- История становления и развития представительной власти Костромской области
- Структура Думы
- Совет Думы
- Руководство
- Комитеты
- Депутатские объединения (фракции)
- Аппарат Думы
- Представитель от Костромской областной Думы в Совете Федерации
- СМИ, учредителем которых является Костромская областная Дума
- Государственная гражданская служба
- Государственные закупки
- Законы и иные правовые акты, определяющие полномочия Костромской областной Думы
- Работа с персональными данными
- Противодействие коррупции
- Контакты