1 июня председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков принял участие в работе первого парламентского форума «Историко-культурное наследие России». Более четырёхсот человек приехали в Кострому, чтобы обсудить проблемы сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации, возможности вовлечения недвижимых памятников истории и культуры в социально-экономическую жизнь регионов. Среди участников форума – руководители Совета Федерации, представители законодательной и исполнительной власти страны, профильных министерств и ведомств, видные учёные, общественные и религиозные деятели.



О первостепенных задачах, решение которых способно повлиять на сохранение историко-культурного наследия, рассказывает руководитель регионального парламента А.И. Бычков:

- Проблема сохранения культурно-исторического наследия многогранна, я остановлюсь лишь на одном аспекте – законодательном регулировании этих вопросов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Основываясь на базовых федеральных документах, Костромская областная Дума приняла законы, регулирующие отношения в области использования, популяризации и государственной охраны объектов культурно-исторического наследия: «О музейном фонде области и музеях», «Об объектах культурного наследия на территории Костромской области», «Об особо охраняемых природных территориях Костромской области», «О формировании и содержании архивных фондов Костромской области». Вместе с тем дальнейшее совершенствование регионального законодательства сдерживается неурегулированностью отдельных положений государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на федеральном уровне, что крайне негативно отражается на правоприменительной практике. До сих пор не принято Положение о государственной экспертизе и оценочной стоимости объектов культурного наследия. В связи с чем не решена проблема правового регулирования вопросов определения и закрепления особого статуса объектов культурного наследия.

К сожалению, до настоящего времени нет методики расчёта ущерба, нанесённого объекту культурного наследия. Нет чёткого разграничения полномочий федерального центра и субъекта. До сих пор не принят документ об исполнении полномочий, переданных Российской Федерацией в регионы. Отсутствует методика распределения субвенций региональным бюджетам из федеральной казны на охрану памятников. В итоге полномочия есть, а средств на их выполнение нет Развитие муниципальных музеев, их охрану также тормозит отсутствие средств. Принятие федеральной целевой программы региональных и муниципальных музеев позволило бы решить существующие проблемы. Не менее серьёзен кадровый вопрос. Из-за низкой зарплаты происходит частая сменяемость работников.

Отсутствие этих основополагающих документов не даёт возможность создать единую всероссийскую базу данных по объектам наследия и вести мониторинг их состояния.

Я обозначил только некоторые проблемы. Думаю, что они типичны для многих регионов страны. А поэтому комплексное решение всех обозначенных вопросов, на мой взгляд, должно включать и единый государственный подход. Сегодня назрела необходимость объединить усилия государства, общества и бизнеса, чтобы сохранить богатейшее культурное наследие, чтобы оно действительно стало нашим духовным, экономическим и социальным капиталом. И в этой связи мне припомнились слова, сказанные однажды В.Пикулем: «Будущее имеют страны, у которых есть прошлое».






Для печати 02 июня 2009 г.
Поделиться ВКонтакте