Положительная динамика сохраняетсяВ Костромской области в 2021 году удалось сохранить положительную динамику по росту собственных доходов. К такому выводу пришли участники публичных слушаний по итогам исполнения областного бюджета прошлого года. Слушания состоялись сегодня в областной Думе.
В обсуждении приняли участие депутаты областной Думы, первый заместитель губернатора Алексей Афанасьев, руководители департаментов, депутаты районных собраний, представители муниципалитетов, прокуратуры, налоговой службы, Общественной палаты Костромской области, профсоюзов.
Участники слушаний отметили, что в 2021 году бюджетная система области в целом смогла адаптироваться к работе в условиях пандемии, и основные финансовые показатели по итогам года вышли на положительную динамику.
В 2021 году в областной бюджет поступило доходов в сумме 46, 9 млрд. рублей. Из них налоговых и неналоговых доходов - 27, 3 млрд., или 58,1 % от общего объема доходов. По сравнению с 2020 годом собственная доходная база бюджета выросла почти на треть. По темпам ее увеличения область занимает 7 место в ЦФО и 38 по стране. Эксперты это связывают  с улучшением общеэкономической ситуации. Наибольший объем поступлений обеспечил НДФЛ, что связано с ростом уровня оплаты труда.  
В 2021году регион получил значительные объемы помощи из федерального бюджета - 18,4 млрд. рублей. Из которых 5, 5 млрд. получено дополнительно,  в том числе, за счет активной работы губернатора Сергея Ситникова и администрации области с федеральными органами власти. 
По расходам областной бюджет исполнен в сумме 44, 8 млрд. рублей. По сравнению с 2020 годом, сумма выше на 5, 1 млрд. рублей, или на 13 %. Все социально значимые обязательства бюджета выполнены в полном объеме. Бюджет остается социально ориентированным. Доля расходов, направляемых на социальную сферу, составила 56 %. В числе ключевых направлений финансирования областного бюджета – социально-культурная сфера и дорожное хозяйство.
В социальную политику вложено10, 3 млрд. рублей. Средства направлены на предоставление мер социальной поддержки, в том числе семьям с детьми, улучшение жилищных условий молодых семей и детей-сирот, предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов, обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
В образование вложено 8,6 млрд. рублей. Средства направлены на  строительство школ в Костроме, улучшение материально-технической базы учреждений образования, организацию бесплатного горячего питания учеников начальных классов, выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, создание центров образования естественно-научной и технологической направленностей в сельских школах,    обеспечение деятельности учреждений образования, организацию летнего отдыха детей.
В здравоохранение вложено почти 5 млрд. рублей. Средства направлены на   завершение строительства здания областного онкоцентра, приобретение оборудования для лечения онкобольных, переоснащение сосудистых отделений больниц, оплату вылетов санавиации, лекарственное обеспечение, проведения углубленной диспансеризации пациентов, перенесших коронавирус, реализацию региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, строительство поликлиники для взрослых и детской поликлиники в Костроме.  
Важнейшее направление расходов - расходы  экономического  характера. На эти цели направлено  28 %  областной казны. В том числе - расходы областного дорожного фонда – 7, 6 млрд. рублей. Это на 29 %  больше, чем в 2020 году.
Значимым направлением расходования средств стала поддержка муниципальных образований. Почти треть бюджета  - около 17 млрд. рублей, направлены в районы и города области.
Государственный долг Костромской области за 2021 год уменьшился на 404 млн. рублей и составил 17, 7 млрд.  рублей. Соотношение государственного долга к объему собственных доходов областного бюджета уменьшилось до  65  %. Это минимальное значение за последние 12 лет.
Профицит областного бюджета составил 2, 1 млрд. рублей.
«Подводя итоги 2021 года, мы констатируем, что год был благополучный во многих отношениях. Итоги года показали выраженные позитивные тенденции. Мы вышли не только на доковидный уровень, но и шагнули вперед. Однако внешнее санкционное давление, которое оказывают западные страны в отношении России, несет в себе риски для устойчивости экономического восстановления и стабильности финансового сектора.  Вскоре начнется работа по формированию бюджета на 2023 год, и очень важно именно сейчас выработать подходы по обеспечению соответствия ресурсных возможностей бюджета. О точных планах на будущее говорить рано. Наша задача - обеспечить стабильность и устойчивость бюджета в условиях внешнего санкционного давления», - отметил председатель комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Олег Скобелкин.
«Кто-то скажет, что 2021 год позади, и  надо двигаться вперед, но вряд ли это возможно, если мы не будем анализировать предшествующую работу. Мы проводим слушания для того, чтобы посмотреть, как тратится каждый рубль бюджета с точки зрения эффективности и полезности. И  при рассмотрении проекта бюджета на 2023  год избегать ошибок. Бюджет-2021 был исполнен по-хорошему. Мы перешагнули планку по доходам в 46 млрд. рублей. Мы наблюдаем рост налоговых доходов и снижение госдолга, все свои публичные обязательства мы выполнили. Со своей стороны, депутаты пытались держать баланс. С одной стороны, в условиях пандемии малый и средний бизнес практически находились на грани выживания, и мы принимали законы, связанные с налоговыми преференциями. С другой стороны,  - наши обязательства и помощь людям. Благодарю депутатов за взвешенную позицию», - отметил председатель областной Думы Алексей Анохин.
Участники слушаний приняли рекомендации. Администрации области рекомендовано продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, направленную на повышение устойчивости местных бюджетов с одновременным усилением ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения на местах. А также продолжить работу по поддержке инвестиционной активности в регионе, повысить эффективность мер налогового стимулирования, направленных на создание новых производств, обеспечить своевременное и эффективное использование средств федерального бюджета на финансирование национальных проектов.
Муниципальным образованиям  - принять меры по организации качественного и эффективного исполнения местных бюджетов и снижению размера муниципального долга, продолжить реализацию проектов развития, основанных на общественных инициативах.
Костромской областной Думе совместно с администрацией области рекомендовано продолжить работу по совершенствованию законодательства, регулирующего бюджетный процесс, межбюджетные отношения, а также совершенствованию мер в области государственного финансового контроля.
 
Для печати 28 июня 2022 г.
Поделиться ВКонтакте