Регионам предоставляется право на совершенствование системы организации местного самоуправления.
Эту возможность дают поправки в закон о местном самоуправлении, принятые сегодня верхней палатой парламента.
О сути поправок рассказал председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук:
- У органов местного самоуправления сохраняется большой объем полномочий, которые находится в их исключительном ведении. Но при этом субъектам Федерации дается возможность уточнять перечень вопросов, которые будут решаться в рамках того или иного типа муниципального образования. Тем самым, с одной стороны, повышаются возможности регионов, а с другой – возрастает их ответственность.
Изменения в закон расширяют вариативность систем организации местного самоуправления. Вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Эти образования могут иметь свои источники доходов, чтобы исполнять обязательства перед населением. В соответствии с поправками порядок избрания главы муниципального образования будет устанавливаться законом субъекта Федерации. Главы муниципальных образований будут выбираться везде, начиная от маленького села и заканчивая крупным городом. При этом формы выборов – прямое голосование населения или избрание главы муниципального образования через представительные органы – могут быть разными. На местах виднее, какая форма является наиболее предпочтительной.
Вот как прокомментировал принятый сенаторами закон первый заместитель председателя областной Думы Алексей Ситников:
- Основное достоинство концепции законопроекта вижу в укреплении ответственности властей всех уровней перед населением за результаты управленческих решений.
Закон позволит регионам самостоятельно выстраивать модель организации местного самоуправления, адаптируя ее к ситуации «на местах». Каждый субъект самостоятельно определяет, каким образом будут избираться депутаты и главы муниципальных образований, есть ли необходимость в институте сити-менеджера.
Особого внимания заслуживает положение о двухуровневой модели местного самоуправления в крупных городских округах: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В настоящее время уровень охвата муниципальной властью отдельных территорий очень невысок, что пагубно сказывается на оперативности принятия хозяйственных решений. Новое административно-территориальное деление, на мой взгляд, решает проблему обеспечения обратной связью. На компактных по территории и численности населения территориях появятся реальные возможности решения вопросов местного значения посредством прямого участия граждан.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Иногда на практике противостояние двух ветвей власти переходит в чисто политическую плоскость в ущерб интересам рядовых избирателей. Одним из факторов повышенной конфликтности является неадаптированность полномочий органов местного самоуправления к условиям конкретных территорий и их необеспеченность ресурсами.
После вступления предлагаемых поправок в силу вопрос «Кто виноват?» в случае ненадлежащего исполнения полномочий местного уровня перестает быть риторическим. Четкое разграничение полномочий по инициативе «снизу» с учетом региональной специфики предполагает строгое разграничение зон ответственности.