Создаваемый институт финансовых уполномоченных позволит снизить социальную напряженность в обществе и защитить потребителей от недобросовестных финансовых организаций. Так считает сенатор от Костромской области Николай Журавлев, один из инициаторов закона о финансовом уполномоченном, который накануне принят Советом Федерации.
«Мы не один год работали над текстом закона,- прокомментировал Николай Журавлев, представляя коллегам документ. - Обсуждали необходимость его принятия в Совете Федерации, в том числе на заседаниях Межрегионального банковского совета. Закон получился сбалансированным, нацеленным на защиту прав граждан – потребителей финансовых услуг. Служба финансового уполномоченного будет рассматривать финансовые споры между физическими лицами и финансовыми организациями по договорам страхования, займа, кредита в досудебном порядке, что обеспечит дополнительную поддержку гражданам, снизит социальную напряженность, а также нагрузку на судебную систему, надзорные органы, сэкономит издержки и время потребителей».
Законом установлено, что сначала финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения в отношении страховых организаций, позже - микрофинансовых и кредитных организаций. Размер требований по обращениям - не более 500 тысяч рублей. «Потребитель должен сначала обратиться в финансовую организацию, и если спор не разрешен – уже к финансовому уполномоченному, - пояснил сенатор.- Для гражданина такое обращение будет бесплатным. Законом также предусмотрена возможность обжаловать решения уполномоченного и право уполномоченного обратиться в ЦБ, если финансовая организация нарушает его требования. Обращения по делам свыше 500 тысяч рублей или со сроком давности более 3 лет, а также претензии, связанные с банкротством финансовых организаций, уполномоченный рассматривать не вправе».
Механизм досудебного рассмотрения финансовых споров будет быстрее, удобнее и дешевле для граждан, отметил сенатор: «По сути от гражданина потребуется лишь обращение на омбудсмена, которое он рассмотрит в 15-дневный срок. Обращение можно будет направить, в том числе, через портал госуслуг или в МФЦ. Уполномоченный сам запросит необходимые документы и разъяснения от финансовой организации».
Проигнорировать такой запрос, равно как и решение омбудсмена финансовая организация не сможет. «Законом предусмотрены определенные санкции в случае неисполнения решения уполномоченного. Во-первых, гражданину будет выдано удостоверение, на основании которого он сможет получить предназначенное возмещение через судебных приставов. Во-вторых, при отказе от добровольных выплат предусмотрен штраф в размере 50% от суммы требования», - пояснил Николай Журавлев.
«И Совет Федерации, и Центральный банк получают многочисленные обращения граждан с жалобами на действия финансовых организаций, - отметил сенатор, - Теперь в помощь потребителям заработает специальная служба. При этом важно, что уполномоченный независим от органов власти или ЦБ, не связан с финансовыми организациями. Закон также сохраняет право на добровольное соглашение сторон и судебную защиту. Предусматривается целых три этапа защиты прав потребителей при необходимости: рассмотрение спора с фин. организацией напрямую, через омбудсмена и через суд».
Для печати
31 мая 2018 г.
«Мы не один год работали над текстом закона,- прокомментировал Николай Журавлев, представляя коллегам документ. - Обсуждали необходимость его принятия в Совете Федерации, в том числе на заседаниях Межрегионального банковского совета. Закон получился сбалансированным, нацеленным на защиту прав граждан – потребителей финансовых услуг. Служба финансового уполномоченного будет рассматривать финансовые споры между физическими лицами и финансовыми организациями по договорам страхования, займа, кредита в досудебном порядке, что обеспечит дополнительную поддержку гражданам, снизит социальную напряженность, а также нагрузку на судебную систему, надзорные органы, сэкономит издержки и время потребителей».
Законом установлено, что сначала финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения в отношении страховых организаций, позже - микрофинансовых и кредитных организаций. Размер требований по обращениям - не более 500 тысяч рублей. «Потребитель должен сначала обратиться в финансовую организацию, и если спор не разрешен – уже к финансовому уполномоченному, - пояснил сенатор.- Для гражданина такое обращение будет бесплатным. Законом также предусмотрена возможность обжаловать решения уполномоченного и право уполномоченного обратиться в ЦБ, если финансовая организация нарушает его требования. Обращения по делам свыше 500 тысяч рублей или со сроком давности более 3 лет, а также претензии, связанные с банкротством финансовых организаций, уполномоченный рассматривать не вправе».
Механизм досудебного рассмотрения финансовых споров будет быстрее, удобнее и дешевле для граждан, отметил сенатор: «По сути от гражданина потребуется лишь обращение на омбудсмена, которое он рассмотрит в 15-дневный срок. Обращение можно будет направить, в том числе, через портал госуслуг или в МФЦ. Уполномоченный сам запросит необходимые документы и разъяснения от финансовой организации».
Проигнорировать такой запрос, равно как и решение омбудсмена финансовая организация не сможет. «Законом предусмотрены определенные санкции в случае неисполнения решения уполномоченного. Во-первых, гражданину будет выдано удостоверение, на основании которого он сможет получить предназначенное возмещение через судебных приставов. Во-вторых, при отказе от добровольных выплат предусмотрен штраф в размере 50% от суммы требования», - пояснил Николай Журавлев.
«И Совет Федерации, и Центральный банк получают многочисленные обращения граждан с жалобами на действия финансовых организаций, - отметил сенатор, - Теперь в помощь потребителям заработает специальная служба. При этом важно, что уполномоченный независим от органов власти или ЦБ, не связан с финансовыми организациями. Закон также сохраняет право на добровольное соглашение сторон и судебную защиту. Предусматривается целых три этапа защиты прав потребителей при необходимости: рассмотрение спора с фин. организацией напрямую, через омбудсмена и через суд».