Законодатели обсудили ряд законопроектов, которые уже прошли процедуру первого чтения и подготовлены для принятия в окончательной редакции. Среди них правовые документы, касающиеся корректировки межбюджетных отношений, принятия нормативов расходов и порядка субвенций из областного бюджета на нормативное подушевое финансирование школ. Целый ряд законопроектов, связанных с решением социально-экономических задач региона также обсуждался на заседании парламента.
Так, для повышения уровня транспортного обслуживания населения, качества и безопасности услуг при перевозках депутаты приняли сразу в трех чтениях закон «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области», а для регулирования проблем в сфере рыболовства – поддержали концепцию закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Костромской области». В первом чтении принят закон, поддерживающий народные художественные промыслы. Им предусматривается создание условий для развития некоммерческих организаций, оказание им информационной и консультационной помощи и современной системы мероприятий по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов, туризма. Законодатели также рассмотрели поправки в целевые программы, касающиеся профилактики правонарушений, борьбы с наркоманией, информатизации образовательных учреждений и другие.
С нового учебного года у школ региона появится возможность поэтапного перехода на новые условия финансирования.
Соответствующий закон принят депутатами областной Думы в окончательной редакции. В настоящее время на территории области работает документ, который формально на уровне области обеспечивает нормативное подушевое финансирование. Средства между образовательными учреждениями распределяются непропорционально, по сметному финансированию, в зависимости от фактических расходов конкретного образовательного учреждения. За 2008 год неэффективные расходы по отрасли составили 380 млн. рублей. С 1 сентября, начнется поэтапный переход на нормативное подушевое финансирование, который планируют завершить к 2012 году. В этот период будут применяться адаптационные коэффициенты, разработанные для каждого муниципального образования региона. В документе установлена нормативная наполняемость классов, представлена методика расчета субвенций из областного бюджета на эти цели.
В законопроекте предусмотрено два типа подушевых нормативов – для городских и сельских школ. При этом каждый учитывает три ступени обучения. Прописаны в документе и особенности финансирования малокомплектных школ - по затратам, не зависящим от количества обучающихся.
Определять понятие малокомплектных сельских школ и утверждать их перечень, скорее всего, будут исполнительные органы госвласти региона в сфере образования. Депутаты рекомендовали администрации Костромской области разработать и внести в областную Думу проект соответствующего закона.
Парламентарии Костромского края обсудили и приняли в окончательной редакции закон «О памятных датах Костромской области».
Учитывая сложившиеся исторические традиции, их важное общественно-политическое значение в жизни людей, установлены памятные даты области: день Костромской области – 13 августа; Дни празднования Феодоровской иконы Божией Матери – 27 марта и 29 августа. 11 сентября мы будем праздновать день патриота Русской земли Ивана Сусанина.
За «комендантский час» для несовершеннолетних проголосовали депутаты областного парламента.
Они одобрили изменения в региональные законы, направленные на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Соответствующие статьи дополнят закон «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и Кодекс об административных правонарушениях.
Они ограничат пребывание в общественных местах без сопровождения родителей несовершеннолетних (до 16 лет) в ночное время суток (с 22.00 до 6.00) и в заведениях, где торгуют алкогольной продукцией (до 18 лет). Нарушение запрета повлечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц. Причем штрафы – серьезные. Для должностных лиц- в размере от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических – от 15 до 30 тысяч рублей. Законом также предусмотрена и ответственность ( штраф от 500 руб. до 3000 рублей) нерадивых родителей или лиц, их заменяющих, а также и владельцев заведений, куда после обозначенного времени несовершеннолетним вход заказан. Последними поправками к ним отнесли клубы с доступом в Интернет.
Оживленную дискуссию депутатского корпуса вызвал перечень лиц, с которыми ребенок после обозначенного времени имеет право находиться на улице. Не всегда рядом с несовершеннолетним чадом может быть родитель или опекун. Точку в дискуссии поставил председатель парламента Андрей Бычков, предложив коллегам к категории родителей добавить в закон совершеннолетних родственников.
Проводимый анализ состояния подростковой преступности, детской безнадзорности и беспризорности показывает, что несовершеннолетними в области совершается значительное количество преступлений. Только в январе-мае 2009 года зафиксировано 235 преступлений, что на 18,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, как отмечают работники прокуратуры Костромской области, а именно они представляли данный законопроект депутатам, преступления малолеток отличаются особым цинизмом и жестокостью.
Депутаты согласились, что документ очень нужен нашей области и принять его необходимо как можно быстрей. Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. А в конце года народные избранники обсудят ход его исполнения.
Внесены изменения в областной бюджет 2009 года.
Поступление денежных средств из федерального казны ( 100,5 млн. рублей) стало основанием для внесения поправок в областной бюджет текущего года. Львиная доля денежных средств - 100,2 млн. рублей пойдет на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники.
Депутаты сдержали слово о возврате денежных вливаний в дорожную отрасль, так как именно она способствует повышению уровня экономической привлекательности региона.
Ожидаемый регионом бюджетный кредит в 2 млрд. рублей также предполагается направить на дорожную сферу. 95 миллионов рублей предусмотрено на обслуживание государственного долга, 70 млн. – на поддержку муниципальных образований.
Как отметил председатель комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Иван Корсун, решение о распределении средств приходится принимать быстро с учетом сложных экономических реалий. В результате поправок изменились основные параметры документа. На 100,5 млн. рублей увеличились доходы, на 214,1 млн. рублей – расходы, дефицит составил свыше 113,5 млн. рублей.
По окончании заседания областного парламента председатель Костромской областной думы Андрей Бычков подвел итоги сессии.
Он отметил, что работа всего депутатского корпуса в течение шести месяцев так или иначе сводилась к максимальной адаптации области к сложным экономическим условиям. От реализации части задуманных планов и проектов пришлось отказаться.
Из-за нестабильности в экономике пришлось уменьшить финансирование адресной инвестиционной и целевых программ, дорожная сфера не получила предусмотренных ранее средств, но вместе с тем обеспечены условия для выплат зарплат, пособий, льгот, т.е. акцент был сделан на выполнении взятых социальных обязательств. При внесении изменений в региональный бюджет особой строкой шло выделение областных средств на организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров в условиях экономической нестабильности. Для снижения напряжённости на рынке труда депутаты рассмотрели изменения в Закон «О начальном профессиональном образовании в Костромской области». Поправки открывают возможность взрослому населению (старше 40 лет) за счёт областного бюджета повышать квалификацию по своей рабочей профессии или обучаться новой. Существенным является и то, что сокращается до 1 месяца срок учебной подготовки или переподготовки, а также предоставляется право получения профессии в рамках целевой контрактной подготовки военнослужащим, уволенным в запас, членам их семей. Проблемам оздоровления ситуации в экономике и на рынке труда области был посвящён один из «Губернских часов» на заседании областной Думы.
Продолжалась работа по созданию благоприятных условий для деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Удалось добиться уменьшения количества проверок, предприниматели более активно стали получать гранты на развитие соей деятельности.
Особая роль отводилась проведению мероприятий, нацеленных на обсуждение с заинтересованными ведомствами, структурами, организациями различных проблем региона. На заседаниях «круглых столов», на депутатских слушаниях, общественных советах обсуждались, в частности, проблемы инвалидов, трудоустройства выпускников высших учебных заведений, вопросы, касающиеся межбюджетных отношений.