11 октября 2007
года
№
3 - 46
О ходе реализации Лесного кодекса Российской Федерации на
территории Костромской области
Заслушав информацию
департамента лесного хозяйства Костромской области, комитет
Костромской областной Думы по аграрной политике, природным ресурсам и
экологии отмечает.
Лесной кодекс Российской Федерации, принятый 4
декабря 2006 года, определил новые подходы в государственном управлении
лесами.
Практически все основные полномочия
Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В том числе разработка и
утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных
регламентов; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное
(бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; организация
и проведение лесных аукционов по продаже права на заключение договоров аренды
лесных участков, находящихся в государственной собственности, а также права на
заключение договоров купли-продажи лесных насаждений; организация проведения
мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству в
лесах; организация проведения лесоустройства; осуществление
государственного лесного контроля и надзора и другие. Исполнение
данных полномочий финансируется из федерального бюджета (субвенции), а правовое
регулирование осуществляется на основании Лесного кодекса Российской Федерации и
принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В развитие Лесного кодекса Российской Федерации должно быть
разработано и принято 62 нормативных правовых актов, из них 53
федерального уровня. В первом полугодии 2007 года Правительством
Российской Федерации разработано и принято 22 из 23 нормативных правовых актов,
а из 32 нормативных правовых актов, которые должны быть приняты
уполномоченными федеральными органами, принято 22.
До настоящего времени на федеральном уровне не приняты 15 нормативных
правовых актов, в частности не утверждены:
порядок определения кадастровой
стоимости лесных участков;
правила лесовосстановления;
правила ухода за
лесом;
правила заготовки древесины;
другие нормативные
акты.
На парламентских слушаний «Актуальные вопросы
правоприменения Российского лесного законодательства», проходивших в
Государственной Думе 13 сентября 2007 года, Правительству Российской
Федерации рекомендовано завершить издание всех нормативных правовых актов,
необходимых для реализации положений Лесного кодекса, в срок до 1 октября 2007
года.
В Костромской области для исполнения переданных
полномочий постановлением губернатора Костромской области от 25 декабря
2006 года № 790 «О департаменте лесного хозяйства Костромской области»
создан департамент лесного хозяйства Костромской области.
В целях усиления контроля и надзора за использованием лесов
области принято постановление губернатора Костромской области от 7 июня
2007 года №252 «О службе государственного лесного контроля и
надзора Костромской области и о внесении изменения в постановление губернатора
области от 14.12.2005г. №774». Согласно постановлению создана служба
государственного лесного надзора и контроля Костромской области. Выявлением и
пресечением правонарушений в сфере заготовки, перевозки и переработке
лесопродукции на территории Костромской области занимается подразделение
при УВД Костромской области (в количестве 57 единиц), финансирование
которого осуществляется за счет средств областного
бюджета.
В соответствии с Лесным кодексом Российской
Федерации нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации должны
быть урегулированы следующие вопросы:
1. Порядок и нормативы заготовки
гражданами древесины для собственных нужд.
2. Порядок заключения договора
купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.
3. Ставки
платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
4.
Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи
лесных насаждений.
5. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных
ресурсов для собственных нужд.
6. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных
ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд.
7. Правила
использования лесов для ведения охотничьего хозяйства.
В целях
реализации указанных выше пунктов 1,2,3 в марте 2007 года был принят
Закон Костромской области «О заготовке гражданами древесины для собственных
нужд». Согласно Закону граждане вправе заготавливать древесину для целей
отопления, строительства жилых домов и хозяйственных
построек.
Во всех муниципальных районах утверждены специальные
комиссии по рассмотрению заявлений от граждан, нуждающихся в древесине.
Департаментом лесного хозяйства за три последних месяца выданы разрешения
на осуществление заготовки древесины в объеме более 25.0 тыс.
кубометров.
В целях реализации пунктов 5 и 6 департаментом
лесного хозяйства подготовлен проект закона Костромской области «Об
установлении порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов,
порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных
растений для собственных нужд на территории Костромской
области».
До настоящего времени в Костромской области не
разработаны законы, устанавливающие исключительные случаи заготовки
древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений и правила
использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Трудности в разработке
данных нормативных актов состоят в нестыковке положений Лесного законодательства
с другими нормами федерального законодательства.
Сложности,
возникшие с реализацией положений нового лесного законодательства,
заставили уже в июле 2007 года внести изменения в федеральный
закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Срок по
переоформлению ранее заключенных договоров аренды и безвозмездного пользования
перенесен с 1 января 2008 года на 1 января 2009 года, а процедура
постановки лесных участков на государственный кадастровый учет до 1 января 2010
года заменена государственным учетом в рамках ведения лесного
реестра.
Не претерпела изменений норма предусматривающая с 1 января
2008 года преобразование лесхозов в лесничества с целью разделения
управленческих, контрольных и хозяйствующих функций.
В 2008
году необходимо организовать работу по разработке лесного плана Костромской
области, выполнению лесохозяйственных регламентов лесничеств и
проектированию лесных участков с целью их передачи в пользование.
В
федеральном бюджете на 2008 год финансовые средства на проведение
данных работ не запланированы, что противоречит статье 83 Лесного кодекса
Российской Федерации.
К концу 2008 года система лесного
хозяйства области должна быть приведена в соответствие с положениями нового
лесного законодательства.
На основании изложенного комитет Костромской
областной Думы по аграрной политике, природным ресурсам и
экологии РЕШИЛ:
1. Информацию департамента лесного хозяйства
Костромской области принять к сведению.
2.
Рекомендовать Костромской областной Думе направить обращение в
Правительство Российской Федерации о выделении в 2008 году средств из
федерального бюджета на финансирования отдельных полномочий Российской Федерации
в области лесных отношений переданных Костромской области.
3.
Предложить администрации Костромской области в срок до 1 декабря 2007 года:
3.1. Внести в областную Думу проект закона Костромской области
«Об установлении порядка заготовки и сбора гражданами недревесных
лесных ресурсов, порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора
лекарственных растений для собственных нужд на территории Костромской
области».
3.2. Разработать и внести в областную Думу проект
закона, устанавливающего исключительные случаев заготовки древесины
на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
3.3. Разработать
и внести в областную Думу проект закона, устанавливающего правила
использования лесов для ведения охотничьего хозяйства.
4. Настоящее решение
направить
председателю Костромской областной Думы Бычкову А.И., временно
исполняющему обязанности губернатора Костромской области Цикунову Ю.Ф. и
разместить на сайте Костромской областной Думы.
Председатель
комитета
А.С.
Лазутин