Состояние сельского здравоохранения – одна из наиболее весомых составляющих социального развития села.
Без качественной, доступной первичной медицинской помощи невозможно говорить о снижении заболеваемости и смертности, улучшении демографической ситуации. Да и вложения в жилищное строительство, газификацию и в привлечение молодых специалистов станут бессмысленными. Развитию сети сельских учреждений, повышению качества первичной медицинской помощи в областной целевой программе «Социальное развитие села Костромской области до 2010 года» посвящен целый раздел.
Реконструкция больничных учреждений, приобретение медицинского оборудования и автотранспорта, строительство жилья на селе для медицинских работников, подготовка врачей общей практики и переподготовка персонала, организация медосмотров селян с привлечением выездных врачебных бригад – все это призвано в результате улучшить состояние здоровья сельского населения. Но на деле происходит все не так, как ожидалось. Ничего не скажешь, ремонтируются и реконструируются центральные, участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты ( за три года таковых насчитывается 16 ЦРБ, 12 участковых больниц, 8 ФАПов, 4 врачебные амбулатории), строится жилье для медработников на селе (45 медицинских работников, и среди них 11 – молодых специалистов в рамках этой программы улучшили свои жилищные условия), активно приобретается оборудование (за 2004-06 годы приобретено свыше 200 единиц). Но из года в год сокращается коечная сеть и количество лечебных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, так как вымирает село. За три года их стало меньше на 5,5 %, на 6% убыла армия врачей и на 4% - среднего медперсонала. По-прежнему селяне стекаются со всего региона в областную больницу за, казалось бы, доступной по месту жительства медицинской помощью. Строительство межрайонных больниц запрещает номенклатурный справочник – нет таких медицинских учреждений в России и быть не должно. (А территориальные особенности региона - это ведь его, региона, проблемы.) Вот и получается, что существующая сегодня структурная сеть здравоохранения не только не удовлетворяет потребности населения, но и разрушает сельское здравоохранение, поставив под сомнение реализацию приоритетных национальных проектов на костромской земле. Есть опасения, что к моменту завершения работы программы, а 2010 год не за горами, придется в экстренном порядке принимать решение о внедрении вахтового метода в здравоохранении региона.
Ну а теперь о финансах. Принцип финансирования программы, являющейся по своей сути дублером федеральной, основывался на долевом участии бюджетов всех уровней с привлечением других средств. Поначалу так и было. Но к 2006 году, когда закончился первый этап работы программы на костромской земле, финансового участия федерации уже не наблюдалось. В прошлом году средства на реализацию данной программы поступали только из муниципальных, областного и ФОМСовского бюджетов. В 2006 году приобретение санитарного транспорта и медицинского оборудования уже проводилось в рамках приоритетного нацпроекта «Здоровье». На 2007 год на выполнение мероприятий по развитию сети первичной медицинской помощи на селе финансовых средств из федерального и областного бюджетов тоже пока не выделено.
Данная программа нуждается в кардинальной переработке - решили депутаты. Необходимо активизировать работу Совета по организации ее выполнения, откорректировать целевые показатели, объемы ресурсов и сроки исполнения.