Служба по контракту
0+

О результатах работы Костромской областной Думы за 2005 год

Заключительный год третьего созыва Костромской областной Думы ознаменован рядом событий федерального значения, состоявшихся на костромской земле. 23 марта под председательством Президента России в Костроме проведено совместное заседание президиумов Госсовета РФ и Совета при президенте по культуре и искусству. Выбору места проведения заседания во многом способствовала активная позиция депутатов нашей Думы и особенно Шакелиной С.П. и Ямщиковой В.Н., инициировавших ряд обращений в высшие инстанции государственной власти РФ, в том числе к Президенту, в Правительство, а также Патриархию по проблеме сохранения и вывода фондов историко-архитектурного музея из стен Ипатьевского монастыря. По итогам мероприятий удалось добиться дополнительных финансовых средств из федерального бюджета на вывоз фондов музея и более предметно решить вопрос с площадями для его размещения.

17 июня с.г. в Костроме проведено совещание руководителей законодательных собраний ЦФО РФ по одной из важнейших проблем реформы местного самоуправления – межбюджетным отношениям. Особую актуальность теме придавала близость вступления в силу ФЗ № 131, а выбор Костромы в качестве места проведения заседания был своего рода признанием законотворческих заслуг нашего региона и областной Думы в частности. Решение Совета руководителей законодательных собраний ЦФО по вопросам совершенствования межбюджетных отношений в условиях реформы местного самоуправления направлены Президенту и Правительству РФ.

В отчетный период Дума исполнила свою новую историческую миссию – наделение полномочиями главы администрации (губернатора) области. Эта новация была определена ст. 4 ФЗ № 159 от 11 декабря 2004 года и реализована на заседании 21 апреля с.г. На очередной пятилетний срок полномочиями наделен Шершунов В.А., возглавляющий область с 1996 года. Свое принципиальное несогласие с проводимой губернатором политикой, проголосовав против, выразили три председателя постоянных депутатских комиссий Думы депутаты Рец Н.И., Ямщикова В.Н. и Батин М.А. (в прошлом возглавлял Комиссию по социальной политике). Вслед за губернатором свое пересогласование с народными избранниками прошел представитель администрации Костромской области в Совете Федерации - Дума В.М. (в мае того же года).

Еще одно судьбоносное решение приняли депутаты 9 июня 2005 года, проголосовав за увеличение депутатского корпуса до 36 человек. Решение это давалось трудно и стало возможно только с третьей попытки. Благое желание сделать работу законодательного собрания более плодотворной и не ущемить интересы избирателей в районах (в связи с навязанной федеральным законом партийным представительством в Думе - смешанной системой выборов), всякий раз разбивались об увеличение бюджетных затрат. В результате было принято просчитанное и сбалансированное решение (отказались от первоначального количества депутатского корпуса в 40 человек).

Решением Комиссии по Регламенту от 18 февраля с.г. впервые в истории законодательного собрания созданы две депутатские группы. Во-первых, партии «Единая Россия» в составе депутатов Бычкова А.И., Деменкова С.А., Ситникова А.В., Комиссарова Б.В., Морозова И.В. Группу возглавил Бычков А.И. Основная цель группы в учредительных документах сформулирована так: решение через областное законодательство задач, поставленных партией по улучшению жизни населения. На заседании 31 марта Бычков А.И. также избран заместителем председателя Думы. Необходимость введения должности второго заместителя мотивировалась масштабностью и необходимостью большей оперативности предстоящего реформирования межбюджетных отношений в свете федерального закона № 131. Во-вторых, по инициативе депутата Михайлова В.В. создана группа производственников и работодателей. В нее, кроме инициатора, вошли депутаты Балдин Н.Н., Затягина Г.В., Порхаев А.И., Солоников И.В. Руководит группой депутат Михайлов В.В.

За отчетный период проведен ряд встреч депутатов Думы с представителями творческой интеллигенции, руководителями городских и районных средств массовой информации, сборной командой области по пулевой стрельбе. К юбилею Победы в Великой Отечественной войне проведено торжественное собрание, посвященное Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей, встречи депутатского корпуса с ветеранами войны и тружениками тыла в госпитале инвалидов войны, Заволжском доме-интернате и Октябрьском геронтологическом центре. Издана и презентована книга «Поклонимся великим тем годам» - о деятельности в годы войны костромских журналистов. Стали традиционными и ежегодно проводятся торжественные церемонии вручения свидетельств стипендиатам Думы (5-ти студентам и учащимся) и награждение юных дарований (отмечено 34 юных таланта), а также почетных званий «Заслуженный рационализатор» и «Заслуженный изобретатель Костромской области» (по три лауреата). Почетными грамотами Костромской областной Думы награждено 468 человек. Высокие звания «Почетный гражданин Костромской области» присвоены Скаржинскому М.И. – профессору госуниверситета им. Н.А.Некрасова, Красиковой (Аркадьевой) И.А. – актрисе драматического театра, Шнуру М.Н. – гендиректору ОАО ЛХК «Буйлеспром», игумении Алексии (Ремизовой Антонине Павловне) – настоятельнице Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря, Сидорову А.В. – почетному директору ФГУП ПХЗ «Чернопенский».

На заседании 7 июля с.г. с отчетом о своей деятельности в качестве члена Совета Федерации выступил Хазин А.Л. (за период с 20 мая 2004 года). Задавая вопросы, депутаты Порхаев А.И., Деменков С.А., Солоников И.В. положительно оценили деятельность сенатора. В то же время, депутат Шакелина С.П. указала, что Хазин А.Л «пошел в разрез с пожеланиями депутатов» по проблеме выселения историко-архитектурного музея из Ипатьевского монастыря, не выполнил обещания по организации пилотного проекта в Костромской области по реализации 131 федерального закона. Депутат Рец Н.И. прямо указал, что не было приложено должных усилий по получению дополнительных федеральных средств для региона (ибо Ивановская область в прошлом году получила таких средств на миллиард рублей больше чем Костромская - из 350 млрд. дополнительно распределенных ресурсов), как ничего не получил наш регион и из средств выделенных на дороги (а это еще 11,9 млрд.рублей, т.е. в среднем на субъект должно было придтись по 135 млн., которые бы решили многие дорожные проблемы нашей области). Депутата Хоменко В.М. обескуражила категоричность заявления сенатора о том, что невозможно отстоять проект закона «О сельском хозяйстве», внесенный министром Гордеевым А.В. (как наиболее отвечающий чаяниям крестьянства). Отчет еще раз подтвердил, что практически не отработана система взаимодействия члена Совета Федерации с Думой (некоторые наши решения поступали к нему аж на 26 день после того, как уже прошло голосование в СФ). А предыдущий опыт показывает, что по настоящему авторитетно и эффективно, представлять интересы региона в Совете Федерации может только глава законодательного органа власти, как органа коллективного и избранного населением, а также имеющий возможность оперативно услышать «голос народа» и по итогам каждого заседания в верхней палате парламента – тут же отчитаться перед другими народными избранниками.

В связи с завершением созыва особую дискуссию депутатского корпуса вызвал вопрос о дате предстоящих выборов. Ибо федеральный законодатель, установивший единый день голосования, предоставил регионам возможность самостоятельно решать вопрос о том, когда на него переходить (на этих выборах или последующих). Эта дилемма - выборы 4 декабря 2005 года или 12 марта 2006 года, активно обсуждалась на двух заседаниях Думы, поскольку депутатский корпус раскололся в решении этого вопроса примерно на две равные половины. Преобладало мнение о необходимости проведения выборов в ранее установленные, декабрьские, сроки.

В течение года проведено 18 заседаний областной Думы, принято 119 законов Костромской области и 1326 постановлений. Подготовлено три законодательные инициативы в Государственную Думу (всего вносилось 5, но две были отозваны) и 19 обращений в адрес Президента, Правительства и Парламента России, а также РАО «ЕЭС России» и Федерации профсоюзов РФ. В 12 случаях для решения возникавших проблем использовалась такая эффективная форма работы, как депутатский запрос (перечень обращений и депутатских запросов дается в приложении). В количественном отношении правотворческая деятельность Думы с каждым годом выглядит все более убедительно (напомним, что за 2004 год было принято 77 законов, в 2003 году – 62, в 2002 году - 57 и 2001 - только 30). Из 119 принятых в отчетном году законов, 85 были внесены администрацией области, 10 постоянными Думскими комиссиями, 6 избирательной комиссией, 2 областным судом и 4 - группами депутатов. В 11 случаях субъектами законодательной инициативы индивидуально выступили депутаты: 4 законопроекта внес Ижицкий В.П., три - Бычков А.И., 2 - Комаров В.П. и по одному Шакелина С.П. и Тележкина Т.В. Приоритеты депутатского корпуса можно наглядно проследить через тематику правосочинения, продемонстрированную постоянными Комиссиями:

* * *

Комиссией по законодательству и местному самоуправлению инициировано 5 законов с внесением изменений в Устав области и закон «О статусе депутата областной Думы» (в части приведения в соответствие с федеральным законодательством), а также дважды в закон Костромской области «Об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за невыполнение предписаний и приведение названного закона в соответствие с федеральным законодательством), и Закон «О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

Комиссией рассмотрено наибольшее количество проектов законов, поступивших от других субъектов законодательной инициативы – 38, в основном касавшихся реформирования местного самоуправления. В том числе, законы «О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований…», «О численности депутатов, сроке полномочий представительных органов местного самоуправления первого созыва, сроке полномочий глав муниципальных образований, дате выборов в представительные органы, глав муниципалитетов и об обеспечении проведения выборов во вновь образованных муниципальных образованиях», «Об установлении перечня труднодоступных и отдаленных местностей в ряде районов для применения при проведении выборов и референдумов», «О дате выборов в представительные органы местного самоуправления первого созыва, глав муниципальных образований во вновь образованных муниципальных образованиях», а также о порядке избрания глав вновь образованных муниципалитетов со статусом «сельское поселение», в которых численность жителей с правом голоса не превышает 100 человек; об условиях контракта для глав администраций муниципальных районов (городских округов) в части осуществления отдельных государственных полномочий и дополнительных требованиях к кандидатам на эти должности. Рассмотрен и принят целый пакет законов о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями. В частности в области молодежной политики, по решению вопросов трудовых отношений, по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в области физической культуры и спорта, на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Также в пакете приняты законы «О системе исполнительных органов государственной власти», «О государственной гражданской службе в Костромской области», «О Реестре государственных должностей Костромской области и Реестре должностей государственной гражданской службы», «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Костромской области». Рассмотрены изменения в Устав области (трижды), Избирательный кодекс, закон «О Костромской областной Думе» (дважды), «О порядке назначения и организации деятельности мировых судей…», «О наградах Костромской области – ордене «Труд. Доблесть. Честь» и медали «Труд. Доблесть. Честь», «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Костромской области». В процессе доработки внесены существенные коррективы в проект закона «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия …», в том числе на основе предложений политических партий и общественных организаций. Пожелание депутатов «посоветоваться с партиями» было высказано в процессе первого чтения закона и в последующем успешно реализовано. Представители общественности, имеющие практический опыт проведения публичных мероприятий, внесли целый ряд предложений по усовершенствованию законодательства. Их итогом явилась разработка примерного положения о проведении публичных мероприятий на территории муниципальных образований. Это положение снимет многие вопросы и устранит ранее возникавшие проблемы при организации митингов, шествий и пикетов.

Комментируя пакет законопроектов, направленных на реформирование местного самоуправления хотелось бы отметить следующее. В соответствии с законом области «О наименованиях органов местного самоуправления…», каждое из 303 муниципальных образований получило конкретное название. В этом вопросе, к сожалению, так и не было реализовано предложение депутата Бычкова А.И. о возможном использовании в наименованиях традиционных для России понятий: уезд, волость, общество, которыми бы коротко, но емко и однозначно определялось каждое территориальное образование. Также следует подчеркнуть, что как ни озадачивались депутаты, но избежать значительного (в несколько сот человек) и навязанного федеральным законодательством увеличения аппарата органов местного самоуправления, не удалось.

По инициативе Комиссии подготовлено обращение к Президенту России о сохранении Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника. На заседании Думы поднимались такие актуальные вопросы, как исполнение областного бюджета в части финансирования органов внутренних дел, дважды вносились изменения и рассматривалась программа по усилению борьбы с преступностью, подготовлен ряд постановлений по реорганизации сельсоветов в различных районах области (семь раз), а также о присвоении организациям и учреждениям имен выдающихся земляков (в четырех случаях). Председатель Комиссии депутат Шакелина С.П. принимала участие в парламентских слушаниях и 10 других мероприятиях международного, федерального и регионального уровней.

Всего за отчетный период Комиссией проведено 16 заседаний, на которых рассмотрено 462 вопроса, в том числе 43 по письмам и обращениям, а также 315 проектов федеральных законов.

В порядке пожеланий по совершенствованию работы предложено: 1. разделить Комиссию на две, первую – по государственному строительству, и вторую - по местному самоуправлению (в связи со значительным увеличением МО и расширением круга решаемых вопросов); 2. Более тщательно подходить к вопросу о распределении поступающих на рассмотрение законопроектов и инициатив; 3. Более активно работать с федеральным законодательством в плане инициации изменений, требуемых реалиями сегодняшнего дня.

* * *

По инициативе Комиссии по социальной политике внесены и приняты пять законов области. В том числе, «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» (реализована федеральная норма по квоте для приема на работу инвалидов, которая установлена на уровне минимального размера в 2 %, закон коснется 449 предприятий экономики, с числом работающих более ста человек, и повысит их заинтересованность в трудоустройстве инвалидов). Внесены изменения в Закон «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (которые серьезно помогут сельским учителям, медикам и работникам физкультурно-спортивных организаций). Изменениями в законы: «О музейном фонде и музеях в Костромской области», «Об охране труда» областное законодательство приведено в соответствие с требованиями федерального. Кроме того, по инициативе группы депутатов Бычкова А.И., Деменкова С.А., Комиссарова Б.В., Морозова И.В. и Ситникова А.В. разработаны и внесены три закона области с изменениями в ранее действовавшие: «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», «О мерах социальной поддержки тружеников тыла» и «О мерах социальной поддержки ветеранов труда Костромской области». При этом депутатом Деменковым С.А. предлагалось увеличить ЕДВ названным категориям граждан в полтора раза, а комиссия решила согласиться с предложениями администрации области – о 36,3 %. Одновременно с этим депутатом Ямщиковой В.Н. поставлен вопрос о социальной поддержке остальных категорий пенсионеров, которые вообще не получают ничего кроме нищенской пенсии (это около 40 тысяч человек, живущих ниже прожиточного минимума). Этот вопрос прорабатывается.

Кроме того, на заседаниях Комиссии рассмотрен 31 закон области, представленный другими субъектами законодательной инициативы и две областные целевые программы. Из наиболее значимых и рассмотренных Комиссией хотелось бы отметить законы «О социальном обслуживании населения», «О государственной социальной помощи в Костромской области» (последним установлен размер, условия и порядок назначения денежных выплат или натуральной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам); «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой» (в размере прожиточного минимума); «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (определены нормы гособеспечения и механизм реализации гарантий), а также изменений в ст. 5 закона «О ежемесячном пособии на ребенка» (увеличивается с 70 до 100 рублей, а на детей одиноких матерей и военнослужащих по призыву до 200). Важное социальное значение имеет закон «О признании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилфонда, предоставляемых по договорам социального найма» (содержит порядок определения размера дохода на члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности, для признания граждан малоимущими). Проработаны и приняты законы: определившие размер ежемесячной денежной компенсации в 100-150 рублей педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодической печати; о прожиточном минимуме; о государственной социальной помощи в Костромской области; об оплате труда работников госучреждений и о разграничении полномочий между органами государственной власти в сфере образования. Также внесены изменения в законы области « Об охране труда», «О звании «Почетный гражданин области» (увеличивающий размер ежемесячной денежной выплаты), «О лекарственном обеспечении населения» и «О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Костромской областью».

В результате настойчивости Комиссии наконец то принят закон «О порядке осуществления миссионерской деятельности на территории Костромской области». Следует подчеркнуть, что удалось это только с третьей попытки, а предпринимались они в течение последних десяти лет. Необходимость законодательного регулирования миссионерской деятельности возникла еще в девяностые годы, когда область буквально захлестнула волна инородной религиозной экспансии. Деятельность иностранных проповедников подрывала духовные устои общества, позиции традиционных религий, зачастую напрямую использовалась в интересах зарубежных спецслужб и террористических организаций. Настоящий закон упорядочит деятельность миссионеров и будет способствовать организации контроля за ее проведением.

Комиссией рассмотрены проекты двух областных программ: по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях на 2005-2007 годы (возвращена на доработку) и по господдержке молодежных и детских общественных объединений на 2006-2008 годы.

В аспекте реализации контрольных функций по инициативе Комиссии на Думу выносились вопросы о ходе исполнения законов, предусматривающих социальную поддержку тружеников тыла, ветеранов труда и лиц, пострадавших от политических репрессий; по обеспечению гарантий прав детей, переданных в приемные семьи; упорядочению отпуска медикаментов гражданам, имеющим льготы, а также организации летнего отдыха детей, о готовности образовательных учреждений к новому учебному году и финансировании питания детей в общеобразовательных учреждениях.

Комиссией подготовлено пять обращений: к Председателю Правительства РФ - по вопросу принятия федеральной целевой программы «Старшее поколение 2006-2008 годы»; об увеличении количества учреждений медико-социальной экспертизы на территории нашей области (позволивших бы сократить бесконечные очереди граждан на освидетельствование); о более мобильном сроке выбора гражданами социального пакета, или отказа от него (вместо года, раз в полугодие), а также о необходимости сохранения радиорелейной линии Кострома-Галич; в ГД РФ - о выделении целевых средств на проведение восстановительных работ жилфонда России.

Председателем Комиссии Деменковым С.А. дважды готовились депутатские запросы губернатору. Во-первых, по вопросу о сохранении Главного дома усадьбы Карцевых за областным Домом народного творчества, во-вторых, совместно с депутатом Ситниковым А.В., о недопущении сокращения коечного фонда и медперсонала областной больницы в связи с проводимыми реформами здравоохранения.

Комиссией также проведен круглый стол «Игровые автоматы и социально-экономические последствия их распространения», заседание общественного совета о проблемах социального обслуживания лиц пожилого возраста, депутаты и работники аппарата принимали участие в подготовке и проведении премирования юных дарований и стипендиатов Думы. Всего в прошедшем году Комиссией проведено 15 заседаний, на них рассмотрено 82 вопроса, а также 182 проекта федеральных законов.

* * *

Комиссией по бюджету, налогам, банкам и финансам в течение года самостоятельно разработаны, внесены и приняты два закона области (с изменениями и о признании утратившими силу некоторых законов области).

По инициативе Комиссии подготовлено обращение к председателю Правительства о выделении дополнительных средств на реализацию федерального закона № 131.

На Комиссии также рассмотрено 19 законов, внесенных администрацией области и еще три – другими субъектами законодательной инициативы. Из наиболее значимых законопроектов, внесенных губернатором, следует отметить «Об исполнении областного бюджета за 2004 год». Трижды рассматривались законы о бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования (об исполнении за 2004 год, внесении изменений на 2005 год и рассмотрении на 2006 год). Комиссией рассмотрен и Думой принят закон «О снижении ставки налога на прибыль для газораспределительных организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность». Принят закон «О налоге на имущество организаций на территории Костромской области, что даст дополнительно в областной бюджет более 260 млн. рублей. Шесть раз вносились изменения в закон «Об областном бюджете на 2005 год». Так, в июне месяце внесены изменения в бюджет 2005 года увеличившие доходы и расходы областного бюджета на 190 млн. рублей. Аналитическое осмысление этих изменений показывает, что была права группа депутатов во главе с Рецом Н.И., которые еще при принятии бюджета на 2005 год утверждали, что доходная часть сверстана ненапряженно и предлагали ее увеличение на 280 млн.рублей. По итогам первого квартала внесены изменения, в которых в которых только собственные налоговые поступления были увеличены на 129 млн. рублей. Но самое обычное заключалось в том, что в предлагаемых изменениях бюджета 2005 года все дополнительные доходы были уже расписаны по усмотрению администрации. А рекомендации Думы, предусмотренные постановлением № 3202 от 30.12.04 года (и содержащие предложения депутатов по росписи дополнительных доходов) оказались просто забытыми. На это справедливо указал депутат Малышев В.Н., акцентировав внимание на том, что, несмотря на все обещания, финансирование известной Программы по Островскому району не осуществляется.

Жизненно важное значение для бюджетного поля региона имел закон «О межбюджетных отношениях в Костромской области», а для системы образования - закон «О нормативах расходов, порядке (методике) расчета субвенций из областного бюджета на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений». Законом «Об установлении ставок на игорный бизнес» повышены соответствующие сборы с игорных заведений и тем самым увеличены доходы бюджета на 36,5 млн.рублей. Комиссией рассмотрен ряд законопроектов по разграничению полномочий и, в частности, о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области физической культуры и спорта, по решению трудовых отношений, по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в сфере молодежной политики. Соответствующим законом области установлены предельные нормативы оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений.

По инициативе Кологривского и Антроповского районных Собраний депутатов на Комиссии дважды рассмотрены изменения в закон области «О нормативах расходов, порядке расчета субвенций на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений и базовом нормативе расходов местных бюджетов на организацию учебного процесса в 2005 году». И хотя они поддержаны не были, предложения районов были учтены в соответствующем законе на 2006 и последующие годы.

Инициативно членами Комиссии на заседания Думы выносились вопросы о предоставлении льгот по уплате транспортного (для владельцев водных средств передвижения) и земельного налога (для застройщиков частного сектора).

Безусловно, что самой объемной и трудоемкой была работа Комиссии по закону «Об областном бюджете на 2006 год». В нем впервые в условиях реализации реформы местного самоуправления определены источники формирования доходной части, как областного бюджета, так и бюджетов городских округов, муниципальных районов и бюджетов поселений. Также впервые сформирован областной фонд финансовой поддержки поселений в сумме 37,6 млн. рублей. В приоритетном порядке будет финансироваться образование, здравоохранение и мероприятия в сфере социальной политики. Так расходы на социальную сферу составят более 3,3 млрд. рублей или почти 40% общей расходной суммы (в предыдущем году составляли 33%). По разделу «образование» они увеличиваются на 21%, «здравоохранение и культура» на 9%, а по разделу «социальная политика» в 2,7 раза. По инициативе Комиссии ко второму чтению закона объемы областного бюджета увеличены как по доходам на 60 млн.рублей (за счет поступлений налога на доходы физических лиц), так и по расходам – на детские пособия (30 млн.руб.) и на дотации за молоко (30 млн.руб). В отличие от предыдущих лет и в связи с предстоящими выборами в Думу закон о бюджете 2006 года принят заблаговременно (третье чтение состоялось 16 ноября).

Всего за год проведено 15 заседаний Комиссии, на них рассмотрено 62 вопроса, 108 проектов федеральных законов (из которых 37 не поддержаны). В редакции Комиссии принято 159 постановлений Думы. Рассмотрен один протест прокуратуры.

В порядке предложений Комиссия считает необходимым: строгое соблюдение регламента Думы (прежде всего в аспекте своевременности предоставления заключений администрацией области), более четкую регламентацию планирования Думы и комиссии, а также планирование заседаний Комиссии на более отдаленную перспективу.

* * *

Постоянной депутатской комиссией по экономической политике инициирован проект ФЗ «О внесении изменений в ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части включения в перечень лицензионных - риэлтерской деятельности). Эти поправки позволили бы сделать риэлторскую деятельность более квалифицированной, снизить количество недобросовестных риэлторов и случаев мошенничества с их стороны. В октябре с.г. законодательная инициатива рассмотрена и, к нашему сожалению, отклонена Государственной Думой РФ. Комиссией рассмотрены и внесены на рассмотрение Думы 12 законов области (поступивших от других субъектов законодательной инициативы). В том числе, с изменениями в ст. 53 Устава области, с изменениями в законы «О пожарной безопасности» и «О порядке управления и распоряжения госимуществом», закон «О некоторых вопросах лицензирования розничной продажи алкогольной продукции» (дважды) и «О сборах за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции», а также по регулированию заготовки лома цветных металлов, обслуживания населения пассажирским транспортом. Кроме того, рассмотрены и приняты три программы: «Энергоэффективная экономика на 2005 год и на перспективу до 2010 года», «Развитие газификации в области до 2015 года» и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2010 года».

Больше уделялось внимания контролю за ранее принятыми решениями. В этих целях по инициативе Комиссии на Думу выносились вопросы: о ходе исполнения законов «Об энергосбережении …», региональных целевых программ «Развитие электронных систем связи и информатизации…», «По развитию торфяной отрасли …» и постановления Думы «О состоянии дорожного комплекса области», «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода и подготовке энергетики, ЖКХ к новому сезону». Также в порядке контроля на заседаниях Комиссии рассмотрены результаты проверки КСП по финансированию «Программы социально-экономического развития Сусанинского района», о выполнении администрацией области постановления Думы «О прогнозе социально-экономического развития области на 2005 год», об исполнении законов области «О газомоторном топливе» и «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом».

На рассмотрение Думы Комиссией также выносились вопросы о выполнении прогноза социально-экономического развития области на 2004 год», об утверждении перечней имущества РФ, предлагаемого к передаче в собственность Костромской области, о тарифах на электрическую и тепловую энергию на 2005 год. Неослабное внимание уделялось проблемам жизнеобеспечения населения области. На заседании 7 июня по инициативе Комиссии заслушана информация администрации «о прохождении зимнего максимума и подготовке предприятий энергетики к новому зимнему сезону». Как и всегда акцент делался на вопросе приобретения топлива. Непонимание депутата Балдина Н.Н. вызвала ситуация с проведением конкурса на закупку мазута для области. В результате которого победили сразу четыре поставляющих кампании с интервалом в ценах от 3,4 до 3,8 тысяч рублей за тонну. По мнению депутата победитель должен быть один, представивший наиболее выгодные условия. Ведь таким образом (при закупке 66 тысяч тонн) только на перепаде уже названных цен можно было сэкономить почти 30 млн. рублей и решить многие проблемы ЖКХ. Значит опять «договорились» констатировал депутат. Одновременно с этим депутат Комиссаров Б.В. также, как и Балдин Н.Н., хорошо знающий конъюнктуру мазутного рынка, сообщил, что закупил для своего предприятия мазут в пределах 3 тыс.рублей за тонну. Депутатом Назаровым Ю.П. было справедливо отмечено, что самый дешевый вид топлива в регионе – торф, даже не был упомянут в докладе администрации.

По инициативе Комиссии принято два обращения в федеральные органы власти, во–первых, о выделении средств на поддержание дорожного комплекса области, и, во-вторых, о компенсации затрат в связи с подорожанием топочного мазута. Председатель Комиссии и работники аппарата принимали участие в четырех парламентских слушаниях в Государственной Думе и семинаре совещании федерального уровня (г. Екатеринбург).

Всего за год Комиссией проведено 14 заседаний, на которых рассмотрено 147 вопросов, и кроме того 76 проектов федеральных законов, подготовлено 58 решений Совета Думы по обращениям субъектов РФ в федеральные органы государственной власти.

* * *

По инициативе постоянной депутатской комиссией по аграрной политике, экологии и природным ресурсам в прошедшем году принято 4 закона области. В том числе, внесены изменения в законы «Об установлении начала приватизации земельных участков из земель сельхозназначения», «Об особо охраняемых природных территориях», «О порядке управления земельными участками, находящимися в собственности Костромской области», а также признан утратившим силу закон «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню в лесах, расположенных на территории Костромской области». На заседаниях Комиссии рассмотрено 6 законопроектов, поступивших от других субъектов законодательной инициативы. В их числе, «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую …» и дважды - изменения в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Также рассмотрены законы «О государственной поддержке АПК Костромской области» и два закона о наделении органов местного самоуправления полномочиями, во-первых, в сфере агропромышленного комплекса и, во-вторых, на подготовку и проведение сельскохозяйственной переписи. Комиссия трижды проводила за отчетный период депутатские слушания: «О состоянии дел в льняном комплексе», «О проекте Лесного Кодекса» и «О проекте Водного Кодекса».

Неослабное внимание Комиссией уделялось сельскому хозяйству и селу в целом. По инициативе Комиссии на заседании Думы, в администрации области и непосредственно на собственных заседаниях, многократно рассматривались такие актуальные вопросы, как о ходе выполнения закона «Об обороте земель сельхозназначения» и целевой комплексной программы «Развитие АПК Костромской области до 2006 года», постановления Думы «О финансовом оздоровлении агропромышленного комплекса», о состоянии дел в льняном комплексе, а также о ходе выполнения программы «Социальное развитие села до 2010 года» и об условиях проживания людей в сельской местности. По последней проблеме проведено специальное социологическое исследование, позволяющее аргументировано сформулировать пути выхода села из затяжного кризиса и, прежде всего, узнать, чего хочет само население и как оно видит возрождение российской деревни. Уделялось внимание условиям проживания населения в городах и поселках городского типа, в частности, поднимался вопрос о ходе исполнения закона о зеленых насаждениях. Законопроект «Об экологическом мониторинге …» рассмотрен Комиссией и возвращен для доработки. Кроме того, рассматривалась эффективность исполнения региональной программы «Устойчивое развитие туризма в Костромской области в 2003-2005 годах», выполнение ранее принятых постановлений Думы о состоянии рыбного хозяйства в области и мерах по его развитию, а также выполнение областной целевой программы «Отходы» за 2004 и первый квартал с.г. Проконтролировано и выполнение ежегодных мероприятий, финансируемых за счет областного бюджета, по программам изучения недр и воспроизводства МСБ, водохозяйственных мероприятий, охране окружающей среды и экологическому просвещению населения, воспроизводству лесов, охране и воспроизводству животного мира.

Возникающие вопросы и проблемы Комиссия активно выносила на федеральный уровень. Подготовлено 8 обращений в высшие органы государственной власти РФ. В частности, в адрес Президента направлялись обращения о развития льняного комплекса России и по доработке Лесного и Водного Кодексов, в адрес Председателя Правительства о финансировании полномочий субъектов, установленных законом «О животном мире», а также Лесным кодексом, и о выделении субсидий на мероприятия по охране и восстановлению водных объектов. Два обращения содержали предложения по разработке мероприятий общефедерального характера: Программы обеспечения населения России питьевой водой и по корректировке правовых актов для более успешной реализации законов о рыболовстве и животном мире. Члены Комиссии и работники аппарата деятельно участвовали в двух парламентских слушаниях, одном круглом столе и двух семинарах-совещаниях федерального уровня.

Всего за год Комиссией проведено 13 заседаний, на которых рассмотрен 152 вопроса, в том числе 9 по письмам и обращениям. Проработано 70 проектов федеральных законов, по 18 из них предложены поправки, а пять отклонены.

* * *

Комиссией по регламенту подготовлена законодательная инициатива в ГД РФ «О внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ», в соответствии с которой от госпошлины при приеме в гражданство России (в размере 1000 рублей) будут освобождаться дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, домах ребенка, детских домах и школах-интернатах (ибо средствами на это соответствующие бюджеты не располагают). Настоящее правосочинение будет способствовать определению детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, а также позволит направить сэкономленные средства на нужды воспитанников.

На областном уровне Комиссией инициированы законопроекты с изменениями в Закон «Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом», а также «О межбюджетных отношениях в Костромской области».

1 апреля Комиссией проведен круглый стол с актуальной тематикой «Средства массовой информации и духовно-нравственное здоровье общества». В нем приняло участие более 60 человек заинтересованных подразделений органов государственной и муниципальной власти, большинства средств массовой информации, правоохранительных органов и общественных организаций. Участники встречи констатировали, что системный кризис, поразивший государство, не мог не отразиться на духовно-нравственном состоянии общества, утрачены идеалы и ценности изревле присущие русскому народу. В их возрождении и формировании общественного мнения чрезвычайно важная роль принадлежит средствам массовой информации. В качестве первоочередных были сформулированы задачи по воспитанию у молодежи соответствующего отношения к труду и «трудовой копейке», пропаганда здорового образа жизни и законопослушного предпринимательства, обеспечивающего социальную защиту работников, и разоблачения недобросовестного. В свою очередь представители СМИ напомнили, что их главная задача состоит в информировании властей и населения. Высказали возмущение бездейственностью органов власти, которые не реагируют даже на вскрытые и озвученные в СМИ злоупотребления и нарушения. В целом ряде выступлений прозвучала мысль, что бюджетные средства, выделяемые на СМИ, должны направляется на конкретные информационные программы социальной направленности, а не на освещение деятельности органов власти. В этом же аспекте было предложено сделать часовую передачу на одной из телевизионных программ, которая бы была посвящена возрождению духовно-нравственных традиций, а к юбилею Победы провести масштабную акцию по сохранению военно-патриотического наследия.

По инициативе Комиссии на одном из ее последних заседаний рассмотрен вопрос о финансировании районных газет (актуальность вопроса диктуется хотя бы предстоящими выборами), а проблема неоднократно ставится как самими «районками», так и неправомерностью «слишком деятельного участия» в их работе соответствующего департамента администрации. По данному поводу подготовлено письмо губернатору области и решается вопрос о более независимом (от департамента) финансировании их деятельности.

На завершающем весеннюю сессию заседании Думы 7 июля, а затем в декабре прошлого года Комиссией сделан доклад о соблюдении Регламента Думы и правил депутатской этики по итогам полугодия и года. В докладах констатировано, что заседания проводились с обеспечением необходимого для принятия решений кворума и при активном участии всех депутатов. Наибольшее количество заседаний Думы (6 из 8), и Комиссии (10 из 11) пропустил депутат Комиссаров С.Ю. (переведенный по службе в другой регион). Наименьшее количество депутатов (17 человек) присутствовало на заседании 26 мая с.г. В числе недостатков и нарушений Регламента зафиксированы: выступления депутатов без предоставления слова председательствующим, выступления по одному вопросу более двух раз, не всегда депутаты выражали свое отношение к рассматриваемому вопросу путем голосования. Отмечена необходимость определения ответственности депутатов за систематическое неучастие в заседаниях Думы и ее органов без уважительных причин, а также отсутствие областного закона об отзыве депутата (его разработка, а также порядка отзыва члена СФ, постановлением Думы поручена Комиссии по Регламенту). Зафиксирована несистематичность в отчетности депутатов о выполнении своих обязанностей (не реже одного раза в год), нарушались сроки предоставления материалов на Думу.

Всего Комиссией проведено 9 заседаний, на них рассмотрен 21 вопрос, 1 проект федерального закона (в который предложены поправки), два проекта законов области, а также одно представление прокуратуры. Члены Комиссии участвовали в 7 парламентских слушаниях, с выступлением на каждом из них.

В порядке предложений Комиссия считает необходимым наладить более четкую координацию работы областной Думы с администрацией области.

* * *

О работе аппарата Думы

Государственно-правовым управлением Думы велась постоянная работа с проектами федеральных законов, поступающих в Думу. Проанализировано 737 федеральных законопроектов, на основе подготовленных заключений и решений приняты постановления областной Думы, в Государственную Думу направлялись поправки к текстам проектов федеральных законов. Работники Управления участвовали в подготовке законодательных инициатив в Государственную Думу, представляли проекты федеральных законов при их рассмотрении ГД РФ, участвовали в заседаниях рабочих групп, комитетов и комиссий ГД, в парламентских слушаниях, проводимых палатами федерального парламента.

Управление уделяло постоянное внимание работе с проектами законов и иных нормативных актов, выносимых на рассмотрение областной Думы. В течение года проведена правовая и лигвистическая экспертиза, подготовлены соответствующие заключения на каждый из 203 проектов законов области. Постоянным комиссиям областной Думы оказывалась помощь при подготовке постановлений, обращений областной Думы, решений Совета.

Особое внимание было уделено приведению законодательства области в соответствие с законодательством Российской Федерации, взаимодействию с органами прокуратуры, юстиции, правовыми службами администрации области и муниципальных образований. Постоянно велась пропаганда Конституции и законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области в средствах массовой информации, в государственных органах, органах местного самоуправления, среди населения. Сотрудники Управления принимали участие в ряде судебных заседаниях по искам граждан и организаций, активно участвовали в заседаниях постоянных комиссий и рабочих групп.

Организационным отделом обеспечено проведение отмеченных выше заседаний Думы, а также рабочей встречи руководителей законодательных собраний ЦФО РФ, состоявшейся 17 июня с.г. На последнем обсуждена одна из важнейших проблем реформы местного самоуправления – межбюджетные отношения в свете Федерального Закона № 131. Итоговое решение направлено Президенту и в Правительство РФ. Проведено заседание Совета Союза депутатов представительных органов Костромской области, которое также было посвящено проблемам реализации 131 ФЗ. Организационно обеспечены встречи председателя Думы с журналистами (посвященной Дню печати), представителями епархии (по случаю ее 260-летия), а также депутатского корпуса с руководителями городских и районных СМИ (ежегодное мероприятие), представителями творческих союзов и коллективов, узниками фашистских концлагерей, ветеранами войны и тружениками тыла (в трех учреждениях), со сборной командой области по пулевой стрельбе. Осуществлены ежегодные чествования юных дарований, церемонии торжественного вручения свидетельств стипендиатам и присвоения почетных званий «Заслуженный изобретатель» и «Заслуженный рационализатор Костромской области». Организована презентация книги «Поклонимся великим тем годам».

Отделом по связям со СМИ ежемесячно организовывались прямые эфиры депутатов на ГТРК, ОТРК «Русь» и «Логос», записи на областном радио. При содействии отдела выходила телепрограмма «Думские вести» (два раза в месяц) и «Четвертое чтение», звучал «радиоканал областной Думы». Подведены итоги ежегодного конкурса «Золотое перо» среди журналистов областных, районных газет и электронных СМИ. При этом учитывалось освещение не только работы областной Думы, но и районных представительных собраний. Проведена традиционная встреча с журналистами по случаю Дня российской прессы, а также журналистами – участниками войны и тружениками тыла – в канун Дня Победы. Регулярно давались комментарии депутатов по наиболее важным и социально-значимым проблемам. Систематически направлялись информации в районные газеты, на электронный сайт Думы и соседних законодательных собраний, а также еженедельник ЦФО «Газета номер 1», в «Российскую газету». Организовывалось освещение в СМИ мероприятий Думы, готовились тексты приветственных адресов и праздничных поздравлений по случаю государственных и профессиональных праздников, различных юбилейных дат (организаций и именитых земляков), вступительные статьи к различным изданиям. Подготовлены мероприятия, связанные с внесением поправок в Устав газеты «Северная правда».

Аналитическим сектором более оперативно и насыщенно осуществлялось информационное обеспечение депутатского корпуса и аппаратов постоянных Комиссий. Подготовлено и издано 8 аналитических бюллетеней и 10 статистических сборников (общим объемом 852 страницы, перечень изданных материалов дан на третьей странице обложки). В том числе, традиционно подведены итоги деятельности Думы за 2004 год (бюллетень № 26), изданы ежемесячные доклады о социально-экономическом положении региона за декабрь, март, июнь и сентябрь текущего года (к отчетам и информациям администрации области на Думе за указанные периоды). Впервые даны статистические материалы по показателям жилищно-коммунального хозяйства области (сборник № 21), итогам миграции населения (сборник № 23), об уровне жизни в области (сборник № 19), сравнительные данные по регионам ЦФО (сборник № 25). Но наиболее объемная и кропотливая работа проделана совместно с Комиссией по аграрной политике при проведении социологического опроса населения области «об условиях проживания на селе», в результате которого по двум анкетам опрошено 1107 сельчан и 167 глав сельских администраций. В общей сложности в ручном режиме Сектором обработано почти 30 тысяч ответов и по итогам выпущен бюллетень № 28. Результаты исследования положены в основу соответствующих решений «по селу» Комиссии по аграрной политики и Думы. Одновременно с этим опрос сельского населения использовался для изучения политической ситуации в регионе в преддверии выборов в областную Думу по партийным спискам и депутатский корпус проинформирован, как о ситуации в целом, так и рейтинге политических партий в частности (бюллетень № 27). В бюллетене № 30 дана статистика и тематика обращений граждан и организаций в Думу и к депутатам на личных приемах, как за 2004 год, так и первое полугодие 2005 года, а также в целом за 4,5 года созыва. Настоящим бюллетенем подведены итоги заключительного года деятельности Думы третьего созыва. Аналитически осмыслена целесообразность издания материалов, подготавливаемых нашим сектором. Как показал опрос депутатского корпуса, изданные в прошедшем году материалы, востребованы и нашли свое место в депутатской деятельности (см. часть вторую бюллетеня № 27). По указанию председателя Думы 24 марта с.г. организована встреча с лидерами политических партий, на которой во исполнение рекомендаций депутатского корпуса «согласованы позиции» по проекту закона области «О порядке уведомления о проведении публичного мероприятия…». Следует подчеркнуть, что после длительного перерыва в подобных мероприятиях, встреча прошла при хорошей активности партийных вожаков, внесен целый ряд предложений по проекту закона и высказаны предложения о необходимости дальнейших постоянных контактов с законодательной властью на региональном уровне. Важным результатом прошедшего года следует признать заключение Соглашения с облкомстатом на безвозмездную поставку в Думу в электронном виде нарабатываемых ими материалов по Федеральной программе. Используя этот канал, постоянные депутатские комиссии и их аппараты получили оперативную возможность иметь соответствующую информацию прямо на сервере Думы на ул. Ленина 20. В ходе избирательной кампании в Думу четвертого созыва Сектором подготовлено два информационных бюллетеня: о предвыборной ситуации (№31) и по итогам выборов (№32). В течение года Сектором исполнено 15 информационных заявок постоянных комиссий, 9 поручений председателя Думы и руководителя аппарата, 12 запросов-обращений, подготовлены материалы к торжественному чествованию юных дарований области, оформлена номенклатура дел для сдачи в архив. Во исполнение закона о государственной службе разработаны новые должностные регламенты заведующего и консультанта аналитического сектора.

Общим отделом Костромской областной Думы в текущем году разработана и утверждена новая Инструкция по делопроизводству. Ежемесячно проводился анализ исполнения контрольных документов подразделениями областной Думы и результаты докладывались председателю. Подготовлена сводная номенклатура дел областной Думы на 2005 год. Сданы в государственный архив Костромской области на постоянное хранение материалы Думы I и II созывов. Обработано около 6 тысяч единиц входящей корреспонденции и примерно столько же исходящей (а с учетом тиража количество исходящей корреспонденции возрастает до 20 тысяч)

В текущем году проведена реконструкция зала заседаний Думы и проведен косметический ремонт коридора и фойе первого этажа (пл. Советская, д. 2). Здесь же проведен ремонт фасада и цокольного этажа здания областной Думы, завершено благоустройство дворовой территории у здания областной Думы. Сделан косметический ремонт и установка новой сантехники в здании Думы на ул. Ленина, 20. Отремонтированы кабинеты контрольно-счетной палаты (ул. Красноармейская, 8).

Редакционно-издательским сектором в прошедшем году изданы: справочник «Модельные законы для субъектов РФ», закон «О законодательном процессе в Костромской области», сборник материалов научно-практической конференции «Формирование правовой системы РФ и ее влияние на становление государственности нового типа в Костромской области», а также отдельной брошюрой - «Бюджет Костромской области на 2005 год». Подготовлен макет книги «Официальная символика Костромской области», макеты рекламной продукции к кинофестивалю короткометражных фильмов «Семья России» и сувенирной продукции с символикой законодательного органа. Разработаны гербы и флаги ряда муниципальных образований, а также проект нового варианта флага области. Подготовлен проект ордена и медали Костромской области «Труд. Доблесть. Честь.» Систематически изготавливались приветственные адреса и поздравления к различным памятным датам.

В рамках взаимодействия и оказания помощи творческой интеллигенции области подготовлены к изданию произведения мастеров пера и кисти. В частности, сборник стихов для детей Е.Салмовой, книги «Частушки Вохомского края», мемуары С.Милевского «Мои года – мое богатство» и книга о костромских журналистах-фронтовиках «Поклонимся великим тем годам». Также подготовлены к изданию альбомы заслуженного художника России В.Кутилина, народного художника России А.Белыха, и художника В.Карпова.

Сектором информационных ресурсов в течение года проведено объединение сетей Думы в зданиях на Ленина 20 и Советской 2, что позволяет приступить к внедрению современной системы документооборота. Модернизировано оборудование доступа в Интернет (повышена скорость и надежность работы). Внедрена система звукоусиления зала заседаний Думы, включающая в себя электронное голосование и систему видеоотображения информации. Началось освоение федеральной программы «Электронная Россия». Велась аудиозапись заседаний Думы, Совета Думы и Комиссий и депутатских слушаний, фотосъемка важных мероприятий, проводимых в законодательном собрании. Поддерживалась необходимая готовность электронной техники.

Ниже дана статистическая таблица о работе постоянных Комиссий областной Думы. Перечень законов, принятых Думой в течение года, обращений в высшие органы государственной власти РФ и депутатских запросов, осуществленных за отчетный период, прилагается.

Зав.аналитическим сектором

Костромской областной Думы

В.И.Догадкин

10 января 2006 года.

Для печати 10 февраля 2006 г.
Поделиться ВКонтакте
Календарь
ПНВТСРЧТПТСБВС
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29300102030405
Социальные сети